litceyvib.ru 1
4.3. Фонд заработной платы


Фонд заработной платы (далее - ФЗП) – важнейший показатель прогноза социально-экономического развития городского округа или муниципального района.

Данный показатель - бюджетообразующий, поскольку составляет основную базу обложения налогом на доходы физических лиц, который является одним из основных налоговых источников местных бюджетов.

Кроме того, ФЗП занимает наибольшую долю в базе обложения единым социальным налогом, зачисляемым на счета отделений государственных социальных внебюджетных фондов РФ по Московской области.

При расчете данного показателя необходимо принимать во внимание следующее.

ФЗП городского округа или муниципального района включает в себя заработную плату, начисленную работникам списочного и несписочного состава, включая совместителей, по всем видам деятельности организаций всех форм собственности, зарегистрированных на его территории.

ФЗП городского округа или муниципального района определяется по полному кругу

организаций, то есть является совокупностью фондов заработной платы крупных, средних предприятий, организаций малого предпринимательства и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, имеющим численность до 15 человек.

В состав ФЗП городского округа или муниципального района включаются: начисленные организациями, зарегистрированными на его территории, суммы оплаты труда работников в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время; компенсационные выплаты, связанные с условиями их труда и режимом работы; доплаты и надбавки; премии; оплата питания и проживания, имеющая систематический характер, а также единовременные поощрительные выплаты.

При этом в ФЗП городского округа или муниципального района не включаются выплаты социального характера, к которым относятся суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности: на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов).


При расчете фонда заработной платы по крупным и средним организациям за 2010 год используются данные по форме № 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", за 2011 год - по форме П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников" по кругу крупных и средних организаций, скорректированные на фонд заработной платы организаций, отчитывающихся в особом порядке (KDF ). За 2010 год KDF – 1,025; за 2011 год – 1,027.

Скорректированная с учетом K
DF информация по ф. П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за отчетный 2011 год по крупным и средним организациям досчитывается до полного круга организаций. Для этого определяется коэффициент досчета, который рассчитывается как соотношение отчетного показателя ФЗП за 2010 год по полному кругу организаций и показателя ФЗП по форме № 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", скорректированного на KDF, за 2010 год. Далее экспертным путем определяется коэффициент досчета по 2011 году.

Расчет оценки 2012 года по ФЗП строится на базе статистической отчетности по форме П-4 (по крупным и средним организациям) за четыре месяца 2012 года, четыре месяца 2011 года и 2011 год. Рассчитываются коэффициенты отношения годовых значений 2011 года к значениям за первые четыре месяца 2011 года, и с их учетом объемы четырех месяцев 2012 года досчитываются до года. При этом полученные данные корректируются на K
DF на уровне 2011 года (1,027).

Для расчета показателей по полному кругу организаций определяется коэффициент досчета до полного круга по 2012 году аналогично расчету по 2011 году.

При прогнозировании ФЗП до 2015 года городского округа или муниципального района необходимо учитывать:


- ФЗП вновь вводимых в 2012-2015 годах объектов при реализации инвестиционных проектов на территории городского округа или муниципального района;

- ФЗП организаций, вновь создаваемых и регистрируемых в указанный период на территории городского округа или муниципального района;

- динамику среднемесячной заработной платы;

- минимальный размер оплаты труда;

- изменение условий оплаты труда на законодательном уровне;

- изменение численности работающих в условиях структурной перестройки экономики и намечаемых темпов роста производства;

- уровень безработицы в целом на территории городского округа или муниципального района и масштабы высвобождения работников по видам деятельности;

- индекс потребительских цен;

- динамику макроэкономических показателей.

В случаях, когда расчет прогноза ФЗП городского округа или муниципального района требует индивидуального подхода в связи со снижением его размеров, вызванных ликвидацией какой-либо организации, необходимо представление соответствующих подтверждающих документов.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) городского округа или муниципального района определяется по полному кругу организаций, то есть является совокупностью среднесписочной численности (без внешних совместителей) крупных, средних предприятий, организаций малого предпринимательства и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, имеющим численность до 15 человек.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) городского округа или муниципального района за отчетный период рассчитывается путем суммирования работников списочного состава (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на количество месяцев в периоде.

Расчет среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по крупным и средним организациям, по полному кругу организаций за отчетные 2010 и 2011 годы, оценки 2012 года и прогноз на 2013-2015 годы осуществляется аналогично расчету по фонду заработной платы. При этом данные по кругу крупных и средних организаций корректируются на среднесписочную численность работников организаций, отчитывающихся в особом порядке (KDS ). За 2010 год KDS – 1,018; за 2011 год – 1,02.


Среднемесячная номинальная заработная плата – показатель, характеризующий в среднем уровень начисленной заработной платы (без выплат социального характера) на одного работающего. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата городского округа или муниципального района определяется по полному кругу организаций (совокупность крупных, средних предприятий, организаций малого предпринимательства и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, имеющим численность до 15 человек).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период с начала отчетного года определяется путем деления фонда начисленной заработной платы работников за отчетный период (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

Разъяснения по показателю «среднемесячная номинальная заработная плата за год»: показатель рассчитывается путем деления фонда начисленной заработной платы работников за год на среднесписочную численность этих работников и на 12 месяцев по организациям всех форм собственности и всех видов экономической деятельности, по следующей формуле:

,

где:

З – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за январь-декабрь;

Ф – фонд начисленной заработной платы работников за январь-декабрь;

Ч – среднесписочная численность работников за январь-декабрь.

Фонд заработной платы, среднесписочная численность и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников городского округа или муниципального района соответствует Порядку заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.08.2011 № 367.


При расчете прогноза объемов ФЗП, среднесписочной численности и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников городского округа или муниципального района на 2012-2015 годы рекомендуется использование следующих источников информации:

- формы статистической отчетности № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (месячная);

- формы статистической отчетности № П-4(НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" (месячная);

- формы статистической отчетности № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" (квартальная);

- формы статистической отчетности № 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников " (годовая);

- формы статистической отчетности № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (квартальная).