litceyvib.ru 1


Гребцова Нина Ивановна



«Школа России», 4 класс

Внеклассное занятие по математике в 4 классе


Тема: нахождение площади равностороннего треугольника.

Цели: учить находить площадь равностороннего треугольника, вывести формулу нахождения площади треугольника; закрепить умение находить периметр равностороннего треугольника, развивать наглядно-образное мышление; работать над развитием памяти, внимания.

Оборудование: у каждого ученика « Геоконт», равносторонний треугольник – сторона равна 10 см, таблица с кроссвордом, материал для проведения игры «Весёлый конструктор».

Ход занятия.

I. Организационный момент. (Звучит музыка , дети поют. )

Как чертить квадрат и круг, как периметр узнают,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Как окружность начертить, где диаметр проводить,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Учитель: сегодня мы продолжим удивительное путешествие в страну Геометрию. Нас ждёт там новое интересное открытие

II. Актуализация темы

Разгадаем кроссворд. (Дети получают листки с кроссвордом, смотри приложение)

- Фигура, которая получается в результате соединения двух точек. (отрезок)

- Сумма длин сторон многоугольника? (периметр)

-Четырёхугольник, у которого 2 стороны параллельные, а две другие нет..... (трапеция)

-Однажды Точка пошла на охоту.

Взяла она лук, две стрелы подлинней.

Подумала Точка: «Что будет, когда я

Пущу от себя две стрелы посильней?»

Подумала Точка и сделала это.

И вот получился у нас ….(уголок)

- Какую геометрическую фигуру ограничивает окружность. (круг)

От вершины по лучу, словно с горки покачу.
Только луч теперь - она , и называется... (сторона)

- Большая сторона прямоугольника? (длина)

Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль)

С неба капелька упала, а на капельке письмо.


Вы прочтите и узнайте , от кого пришло оно.

Я – колпачок клоуна закрытый крышкой,

Срезанный горизонтально острый кончик карандаша.

Я – «воронка». Кто я ? (конус)

- Точка, из которой выходят два луча и образуют угол? (вершина)

-Не овал я и не круг
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... (квадрат)

III. Повторение изученного (эвристический метод Квинтилиана)

Какую геометрическую фигуру называют треугольником? Где должны лежать точки, чтобы они могли стать вершинами треугольника? Почему треугольник называют равносторонним, разносторонним, равнобедренным? Зачем нужно знать величину углов треугольника , чтобы определить его название? Чем похожи и чем отличаются прямоугольный и тупоугольный треугольники? Как называются отрезки, которые соединяют вершины треугольника? Как определить возможность построения треугольника из трёх отрезков?

IV. Практическая работа. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Конструктор “Геоконт”

Постройте: а) прямоугольный равносторонний треугольник;

б) тупоугольный равносторонний треугольник;

в) остроугольный равносторонний треугольник.



-Какое задание выполнить вы не смогли? Почему? Вывод: в результате практической работы выявлено, что существует только равносторонний остроугольный треугольник.

Физминутка. (музыкальная)Змея ползёт лесной тропою, и хвостик по земле скользит. Её движение простое мы можем все легко изобразить. Раз, два, три , ну-ка, повтори. Три, четыре, пять, повтори опять. Очень хорошо!

V. Вспомним алгоритм построения равностороннего треугольника:


Начерти отрезок АВ . Радиусом АВ проведи две дуги.

Точку пересечения соедини с концами отрезка

- Как называется нижняя сторона треугольника? (основание)

- Как построить высоту в треугольнике?

Найдите периметр равностороннего треугольника.

(Р = 7х3 = 21(см))

VI. Проблема.

Исторический экскурс. Люди очень рано столкнулись с необходимостью измерять земельные участки. Уже 3-4 тысячи лет до н.э. каждый клочок плодородной земли в долинах рек Нила, Тигра , Евфрата имели значение для жизни людей. После разлива рек, особенно Нила, они меняли свои русла , приходилось вновь делить землю по их берегам так, чтобы каждому владельцу достался кусок земли по площади равный тому, который у него был. Одному жителю достался кусок треугольной земли. Как вычислить его площадь? Задача нашего урока – отыскать способ нахождения площади треугольника. Площадь какой фигуры мы умеем находить? (прямоугольника) Возможен ли такой способ для треугольника? Какие предложения вы можете внести по преобразованию треугольника в другую геометрическую фигуру?

( Версии детей) Практическая работа под руководством учителя.

Возьмём треугольник. Измерьте его стороны. Как он называется?

Проведём в нём высоту.

Разрежьте треугольник по высоте. Что у вас получилось?

Какие это треугольники? (прямоугольные). Составьте из них прямоугольник.

Вспомните, как мы умеем находить площадь прямоугольника?

Измерь стороны прямоугольника? 9 см, 5 см. S = 9 X 5 = 45 (cм2 )

Как получили 9 см? (в треугольнике опустили высоту)

Как получили 5 см? (высота разделила основание на две равные части)

Подумайте, как записать площадь треугольника.

Вывод: основание нашего прямоугольника равно половине основания равностороннего треугольника. А высота треугольника – это же и высота треугольника. Значит, площадь равностороннего треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Sтр. = (а х h) : 2


VII. Интересное. По заданным координатам построить треугольник.

Графический диктант. (Смотри дидактический материал)

Можно ли сказать, что площадь двух фигуры равна четырём площадям

треугольника? 2.Сколько треугольников содержит каждая фигура?

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Ну, что ж, наше занятие подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. Какую цель мы ставили в начале работы? )

- Достигли ли мы цели? (..)

- Расскажите путь решения задачи при нахождении площади треугольника.

VIII. Итог. Что интересного и нового мы узнали о треугольнике?

IX. Дома. Выучить формулу площади треугольника, начертить равносторонний треугольник и найти его площадь.

Звучит музыка. Дети поют песню.

Как лучи стремятся вдаль, что нам даст диагональ,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

В геометрию, поверь, нам уже открыли дверь

В нашей школе, в нашей школе, в нашей школе.

Дидактический материал к занятию.






тр2.bmp


тр3.bmpc:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\рттттттттттттт.bmp