litceyvib.ru 1

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».


Цель: Создать условия для формирования знаний детей о геометрических

фигурах.

Задачи: Уточнить представления детей о геометрически фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Формировать умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина). Продолжать учить сравнивать 2 предмета по длине , обозначать результаты сравнения соответствующими словами(длиннее, короче).

Воспитывать любознательность , добиваться поставленной цели, бережное отношение к природе и ее обитателям, самостоятельность и аккуратность при наклеивании геометрических фигур.

Развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок.

Материал: костюм для воспитателя с прикрепленными на нем геометрическими фигурами ,воздушные шары, стулья стоят полукругом на каждой геометрическая фигура, билет-картинка с изображением геометрических фигур(на каждого ребенка), дерево с геометрическим фигурами по числу детей, рыбы в форме геометрических фигур, удочки на магнитах, ленты разной длины и цветов,магнитофон,4 обруча красный, желтый, зеленый, синий, 2 домика(большой и маленький), клей, кисточки, подставки, салфетки, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник , прямоугольник), красные, зеленые, желтые, синих цветов.

Музыкальный ряд: музыкальная композиция «Шум ветра» Autymn Rajn, «Течение реки» Э. Артемьев .

Предварительная работ а: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений,

Использование дидактических, пальчиковых игр, психогимнастики.:

Ход занятия:

Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, но сначала отгадайте загадку:

Мой любимый теплый воздух

Со мной творишь ты чудеса

И, как в прекрасной дивной сказке,

Я поднимаюсь в небеса

Моя чудесная гондола(лодка в Венеции или корзина для пассажиров воздушного шара)

Весьма уютна и светла


И путешественникам юным

В ней хватит места как всегда

В дороге нам поможет дружба

И смелость тоже нам нужна

Вы догадались, кто я (Воздушный шар)

Скорее в путь , мои друзья!

Чтобы занять место в гондоле, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете. А чтобы взлететь необходимо

произнести волшебное заклинание (крибле , крабле, бумс).

Вот мы и в воздухе. Как красиво вокруг! Какие необыкновенные облака! Какого они цвета? (белые) размера? (большие и маленькие) формы?(облака не имеют формы). Перед нами волшебный лес .Давайте спустимся! А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу! Нельзя ломать ветки, нельзя разжигать костры, бросать мусор. Правильно, ребята нужно бережно относиться к природе и ее обитателям. Посмотрите, какие необычные деревья растут в этом лесу (подходят к дереву с геометрическими фигурами). Дерево подарит нам свои фигуры если отгадаете загадки:

1.Без углов и катится, похожее на солнышко (круг).

2.Углы и стороны прямые (прямоугольник).

3.Эта фигура с тремя углами (треугольник).

4.У прямоугольника есть брат, похожий на него (квадрат).

Дети загадывают загадки и дерево отдает фигуры. А теперь помогите фигурам сгруппироваться по цвету, по форме, по размеру и найти свой домик. Ребята давайте оживим фигуры дадим им имена (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Отгадайте загадку : Течет, течет- не вытечет,

Бежит, бежит не выбежит (река). Найдите предметы которые помогут вам изобразить волны, течение воды(ленты).Предлагаю сравнить ленты ,чья лента длиннее, короче. Смотрите в нашей реке плавают рыбы в форме геометрических фигур. .Как их поймать ?(с помощью удочки). Дети ловят рыб и расселяют их в домике на листе бумаги, объединяя по любым признакам (Я поймал красную рыбу круглой формы и т.д).

После игры, предложить отпустить рыб обратно в речку, так как(они не могут обходиться без воды). Пора возвращаться домой. Но что это? Начался сильный ветер (звучит музыка). Что может произойти, если мы поднимемся в небо при таком сильном ветре? (Мы можем заболеть, унесет нас ветром, лопнет шар и т.д). Чтобы заставить ветер утихнуть, надо правильно заполнить окошечки в ваших карточках (по образцу), наклеить геометрические фигуры в определенной последовательности :треугольник, круг, квадрат, прямоуголь-


ник. А чтобы не замерзли наши пальцы от холода, предлагаю пальчиковую игру «Апельсин».

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа

Эта долька для котят

Эта долька для утят

Эта долька для меня

Ну, а волку кожура.

Дети наклеивают фигуры. Ветер утих. Почему? (правильно заполнили карточки) Анализ детских работ. Молодцы ребята!

Дети называют в какой последовательности они наклеивали фигуры. Что

вы узнали интересного?(облака бывают кучевые и перистые).Вот и закончилось наше путешествие. Улетаем домой. На память о нашем путешествии я дарю вам воздушные шары.


Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»

Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.

Воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту, символу России. Приобщать к истокам русской народной культуры.

Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.

Привлекать детей к уборке на участке и уборке инвентаря после игр.

Оборудование: костюм для Лесовичка , магнитофон, кассета с записью русских народных мелодий, народные инструменты: ложки, бубен,

свистульки, гармошки, дудочки. Веники для труда и лопатки, мостик, скамейка, обручи.

Предшествующая работа: рассматривание картинок и иллюстраций , разучивание и повторение подвижных игр, помощь воспитателю в изготовлении

атрибутов, чтение произведений писателей посвященных данной теме:

И.Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», заучивание наизусть стихотворение С.А.Есенина «Береза».

Ход занятия:

Выходим с детьми на прогулку, идём на , участок и вдруг увидёли, что на участке кто-то гуляет?

Лесовичок: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я Старичок-Лесовичок проходил мимо вашего участка и увидел дерево необычной красоты, да забыл как оно называется. Ребята поможем Лесовичку.


Загадываю загадку: «Русская красавица стоит на поляне. В жёлтой кофточке в

белом сарафане (берёза).

Молодец Лесовичок !Правильно отгадал загадку.

Почему ребята вы думаете, что это дерево называется берёза?.

Дети: У берёзы белый ствол, длинные тонкие ветки, на стволе чёрные полоски.

Лесовичок: А почему у берёзы листьев мало, почти нет?

Дети : Потому что осень!

Воспитатель: А осень какая, ранняя или поздняя.

Дети: Поздняя.

Почему вы так думаете?

Дети: Деревья стоят голые, листья опали и шелестят под ногами.

Птицы улетели в теплые края. На улице стало холодно, солнце светит не ярко. Потому что ноябрь последний месяц осени.

Воспитатель: Назовите три осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Раньше на Руси называли сентябрь – ревуном , октябрь – листопадом, а ноябрь – ворота зимы.

Лесовичек: Ах как хороша берёза!

Воспитатель: Берёза – это единственное дерево на земле с белой корой.

Берёзка считается символом и гордостью России.

На всей территории нашей страны произрастают различные виды берёзы.

Берёза лечит людей своими почками, листьями заваривают чай, берёзовый сок собирают ранней весной. Из веток делают веники и метла, березовые дрова дают много тепла, ими топят печи. Берёзу в народе называют русской

Красавицей белоствольной. На коре берёзы раньше писали, когда не было бумаги.

Кору берёзы называли береста, из веток изготавливали стрелы и луки, балалайки.

Если подойти к березе и приложить руку и сказать «Берёзка, берёзка дай мне силу» и она лечит: давайте все вместе подойдем и скажем.

Некоторые художники, очень любят рисовать берёзу, в разные времена года и всегда она выглядит красивой.

О берёзе сочинили много песен, стихов, рассказов, пословиц и поговорок.

И мы знаем о ней стихотворения.


1 ребенок: С. Есенин «Белая берёза

2 ребенок: Лишь осень золотая

Лист опалит огнем

Березка облетает

Тоскует под дождем.

3 ребенок: Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Народная примета:

Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто- жди суровой зимы.

Хоровод вокруг берёзы с народными инструментами.

Воспитатель: Чтобы корни деревьев не замерзли зимой, укроем их листвой ( дети засыпают деревья). Молодцы ребята! Теперь деревьям не страшен даже 40 градусный мороз. Лесовичок, ты что-то потерял?

Лесовичок: Нет, я смотрю чьи это следы? Может (лисы)?

Воспитатель: Поиграй с нами в подвижную игру «Хитрая лиса».

Лесовичок: Ох как стало жарко, сейчас бы искупаться на море.

Воспитатель: Уже холодно, нельзя купаться, лучше поиграй с нами в игру «Море волнуется раз».

Воспитатель : У нас ребята любят спортом заниматься, посмотри какие они ловкие и смелые.

1 колонна: «ходьба по мостику» -- руки в стороны в прямые, прямая спина, смотри вперед, голову держим прямо.

2колонна : Ползаем по скамейке как обезьянки,( сидя руками держимся за скамейки и подвигаемся вперед) затем меняемся 1 и 2 колонна.

Прыжки из обруча в обруч, с кочки на кочку, (руки отвести назад, колени полусогнуты, оттолкнуться и прыгнуть).

Индивидуальная работа с детьми (вращение обруча).

Самостоятельная свободная деятельность детей.

Дети приглашают Лесовичка в группу согреться, попить чаю с лимоном и малиновым варением для профилактики гриппа и простуды.

``