litceyvib.ru 1

Слайд №1



Лекарственное обеспечение граждан Республики Татарстан

на региональном уровне


Уважаемые участники конгресса!


В своем докладе хочу рассказать об организации лекарственного обеспечения граждан Республики Татарстан на региональном уровне.

Во исполнение Постановления Российской Федерации от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в Республике Татарстан Постановлением Кабинета Министров РТ от 17.01.2005г. №4 утвержден перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей безвозмездно. В данный перечень вошли 43 категории заболеваний, в том числе те, которыми наиболее часто страдают пожилые люди.

Это такие заболевания, как:

- сахарный диабет,

- бронхиальная астма,

- ревматоидный артрит,

- глаукома,

- онкологические

- несахарный диабет,

- катаракта,

- болезнь Паркинсона и другие.


Необходимо отметить, что в нашем регионе определены только категории заболеваний, при лечении которых региональные льготники получают медикаменты бесплатно, а группы населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, не выделялись.

Кроме того, на региональном уровне имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение дети первых трех лет жизни.


Слайд №2

Существенные изменения в организации безвозмездного лекарственного обеспечения республики произошли в 2009году. В целях повышения качества и доступности бесплатной медицинской помощи, своевременного предоставления лекарственного обеспечения региональных льготников в республике были приняты следующие управленческие меры:



  • Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №315-р от 16.03.2009г. для безвозмездного обеспечения граждан был утвержден Новый перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания. Данный перечень составлен по международным непатентованным наименованиям (МНН), с включением форм выпуска и фармакологических групп, который содержит 292 МНН. 64% международных непатентованных наименований указанного Перечня включены в перечень медикаментов, отпускаемых по бесплатным рецептам федеральных льготников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 18.09.2006г. №665. Остальные 36% МНН были включены с учетом адекватной терапии заболеваний.




  • Также в 2009г. Министерством здравоохранения Республики Татарстан были утверждены лимиты финансовых средств для обеспечения медикаментами региональных льготников в разрезе муниципальных образований и городов республики (Приказы МЗ РТ №264 от 13.03.2009г. и №768 от 11.06.2009г.).


Слайд №3


  • Значительно увеличились лимиты выделенных финансовых средств. Так если предыдущие три года сумма денежных средств, выделенных для обеспечения региональных льготников, несмотря, на постоянный рост, их численности была неизменна и составляла 314 млн. руб. в год, то в середине 2009г. были выделены дополнительные средства в размере 50 млн. руб. и общий объем финансирования составил 385 млн. руб. В 2010г. общий лимит финансовых средств в разрезе муниципальных образований республики составил уже 450 млн. руб., а в 2011г. — 479 млн. 466,4 тыс. рублей.




  • Важным явилось то, что на основании принятых нормативных документов с 01.07.2009г. в республике произошел переход на новый порядок работы по региональной льготе, аналогичный организации обеспечения федеральных льготников.


В настоящее время безвозмездное лекарственное обеспечение осуществляется в рамках лимитов финансовых средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан.


Два раза в год по полугодиям от медицинских учреждений республики собираются заявки на медикаменты согласно утвержденного перечня. Затем составляется основная сводная заявка по республике, на основании которой осуществляется закуп медикаментов.

Цены закупа определяются на основании данных прайс-листов производителей, информационных Интернет-агентств, а также предоставленного Министерством здравоохранения Республики Татарстан прайс-листа «Navigator» с ценами региональных поставщиков и согласовываются с Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

В соответствии с действующим Постановлением Кабинета Министров республики №2512-р от 31.12.2010г. закуп медикаментов для обеспечения льготных категорий граждан регионального уровня ответственности осуществляет Государственное унитарное предприятие «Медицинская техника и фармация Татарстана» или сокращенно ГУП «Таттехмедфарм». Закуп осуществляется предприятием по международным непатентованным наименованиям, за исключением торговых наименований инсулинов, а также циклоспорина, на конкурсной основе в соответствии с действующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В торгах, проводимых ГУП "Таттехмедфарм", принимают участие как компании - производители так и крупные дистрибьюторы.

По результатам проведенных аукционов с поставщиками заключаются государственные контракты на поставку медикаментов. Отгрузка поступившего на аптечный склад товара осуществляется в строгом соответствии с заявками медицинских учреждений.


Слайд №4


Отпуском медикаментов по бесплатным рецептам региональных льготников занимаются — 158 специализированных государственных аптечных учреждения.


Слайд №5

В целях качественного обеспечения специфическими и дорогостоящими лекарственными средствами в г.Казани из числа специализированных выделены аптеки, к которым прикреплены на обслуживание больные Городского эндокринологического диспансера, Городского психоневрологического диспансера им.Бехтерева, Республиканских Клинического онкологического и противотуберкулезного диспансеров, больные после пересадки органов и тканей, больные гематологическими заболеваниями, а также больные, проходящие курс гемодиализа.


Кроме того, с 2009г. обеспечением медикаментами жителей малочисленных и удаленных населенных пунктов, в том числе льготных категорий граждан на основании договора доставки медикаментов с ГУП «Таттехмедфарм» занимаются работники фельдшерско-акушерских пунктов (далее ФАП-ов).

В соответствии с этим договором фельдшеры ФАП принимали заказы населения, получали медикаменты через аптечное учреждение, ближайшее к месту расположения ФАП и доставляли их заявителям. Форма договора доставки была разработана ГУП «Таттехмедфарм» и согласована с Министерством здравоохранения Республики Татарстан. Оплата услуг фельдшера ФАП осуществляло ГУП «Таттехмедфарм» в размере 5-7% от стоимости заказа за счет розничной наценки.

После принятия Федерального закона 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которому медицинские организации и их обособленные подразделения, расположенные в сельских поселениях приобрели право получать лицензию на фармацевтическую деятельность, в республике было определено, что ФАПы, которые приобрели право на розничную торговлю, заключают с ГУП «Таттехмедфарм» договор реализации лекарственных препаратов. В соответствии с этим договором уполномоченный медицинский работник ежемесячно составляет заявки на медикаменты в рамках Перечня жизненно важных лекарственных препаратов в государственное аптечное учреждение, ближайшее к месту расположения ФАП, а доставка медикаментов в ФАП возложена на аптечное учреждение.

ФАПы, не имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, продолжают работать с ГУП «Таттехмедфарм» по договорам доставки.

В 2010г. по договорам доставки в республике работали 1 454 ФАПа. На заседании Кабинета Министров Республики Татарстан было определено, что 25% от этого количества, то есть порядка 400 ФАПов будут получать лицензию на фармацевтическую деятельность. В настоящее время в республике ведется активная работа в этом направлении.

В 2010 году в ежеквартальный анализ работы муниципальных учреждений здравоохранения Министерством здравоохранения Республики Татарстан был включен индикативный показатель «Обеспечение сельского населения лекарственными средствами через ФАПы», то есть процент заключенных договоров доставки. Такой ежеквартальный мониторинг позволил активизировать работу ФАП-ов по доставке медикаментов и тем самым повысить доступность лекарственной помощи сельскому населению.


В целях организации доставки медикаментов в Фельдшерско-акушерские пункты для розничной реализации медикаментов жителям удаленных сельских поселений, Правительством Республики Татарстан Государственной аптечной сети было выделено 50 автомобилей. Это: 20 автомобилей FiatDucato, оснащенных изотермическими капсулами и рефрижераторным оборудованием, предназначенных для перевозки лекарств в определенных температурных условиях, 20 автомобилей FiatDobla, а также 10 автомобилей КАМАЗ, оснащенных изотермическими фургонами и системами отопления. В настоящее время все автомобили прикреплены к Центральным районным аптекам.


Слайд №6

В целом, оценивая результаты принятых управленческих решений по организации безвозмездного обеспечения медикаментами региональных льготников республики необходимо отметить следующее:


  • Повысилась эффективность и рациональность использования денежных средств выделенных из бюджета Республики Татарстан.

  • Введена система формирования заявок медицинскими учреждениями, когда медицинское учреждение четко определяет свою потребность в препаратах. И, как следствие, упорядочилась система закупа медикаментов, выписки рецептов и отпуска препаратов из аптечных учреждений.


Слайд №7

  • Снизилась средняя стоимость 1-го бесплатного рецепта регионального льготника. Если в 2008г. она составляла — 614 руб., то в 2010г. — 598 руб.



Слайд №8

  • В 2010г. по сравнению с 2008г. увеличилась абсолютная численность региональных льготников, получивших бесплатные медикаменты: с 107 222 человек — в 2008г., до 112 414 человек — в 2010г.


Слайд №9

  • Увеличилось количество обслуженных бесплатных рецептов. Если в 2008г. количество составляло — 434 027 рецептов, то в 2010г. — 553 862 рецептов.



  • Снизилось число рецептов региональных льготников, состоящих на отсроченном обслуживании с 2-х тысяч рецептов до 50.


  • Уменьшилось количество письменных обращений от региональных льготников.




  • Увеличение объема выделенных средств позволило оказать бесплатную лекарственную помощь в разрезе большего количества нозологий. И в рамках выделенных лимитов финансирования были утверждены целевые программы «Обеспечение онкологической службы противоопухолевыми препаратами» в сумме 110,5 млн. руб., «Обеспечение противотуберкулезной службы лекарственными препаратами» в сумме 10,6 млн. руб. Кроме того, в рамках выделенных лимитов дополнительно утверждены целевые отраслевые программы по обеспечению лекарственными препаратами больных гепатитом В в сумме 8,5 млн. руб., а также по обеспечению лекарственными средствами пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» в сумме 16,2 млн. руб.

Кроме целевых программ в Республике Татарстан во исполнение Постановления Российской Федерации от 30.07.1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» осуществляется дополнительное финансирование обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по жизненным показаниям — по распоряжениям Кабинета Министров Республики Татарстан. Это, в основном, обеспечение больных редкими орфанными заболеваниями для лечения которых требуются дорогостоящие лекарственные средства. При закупе этих препаратов возникает проблема с определением цены закупа, так как они не внесены в Перечень ЖНВЛП и не имеют зарегистрированной цены, но все эти препараты являются дорогостоящими. Поэтому, считаем целесообразным, формировать на уровне Российской Федерации базу данных зарегистрированных цен по лекарственным препаратам для лечения орфанных заболеваний. В 2010г. в республике за счет регионального бюджета больные орфанными заболеваниями получили медикаментов на сумму 18 млн. руб., в 2011г. для обеспечения указанных больных запланировано 24 млн. руб.



Слайд №10

В ходе реализации региональной программы лекарственного обеспечения возникают определенные проблемы:


  • Основной проблемой в республике была идентификация региональных льготников при составлении персонифицированной отчетности об отпущенных медикаментах. Решением проблемы стало утверждение Министерством здравоохранения Республики Татарстан регламента формирования и ведение Регистра лиц, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (Приказ МЗ РТ от 24.02.2010г. №167). Регистр ведется медицинскими учреждениями с момента установления диагноза больного. Причем лица, являющимися отказниками в сегменте Федерального регистра в него автоматически не включаются, за исключением граждан не прошедших переосвидетельствование в текущем году. Дети включаются в регистр с момента рождения. В регистр не включаются граждане с заболеваниями, информация по которым носит конфиденциальный характер (СПИД, ВИЧ-инфекция, сифилис, шизофрения). Регистр граждан, имеющих перечисленные заболевания, формируется специализированными медицинскими учреждениями самостоятельно.




  • Еще одной проблемой является то, что ряд граждан отказываются получать лекарственные препараты, поступившие в аптечные учреждения по заявкам медицинских учреждений в рамках международных непатентованных наименований, требуя конкретное торговое наименование.


К сожалению, в настоящее время нет нормативных документов или каких-то иных доказательных источников информации для установления критериев оценки по биодоступности, биоэквивалентности и другим идентификационным признакам лекарственных средств конкретных торговых марок. Брендовые и дженериковые лекарственные средства имеют одинаковый химический состав, но очень часто - разные характеристики биодоступности, биоэквивалентности, терапевтической эффективности.

Так, например, возникали проблемы при отпуске по льготным рецептам противосудорожных препаратов


  • Вальпарина таб. вместо оригинального препарата Депакин Хроно (Франция),

  • Ламитора или Конвульсана таб. — вместо Ламиктала (Великобритания),

  • Карбамазепина таб. — вместо Финлепсина (Германия, Хорватия).

Также некоторые больные отказывались получать дженерики сахароснижающих препаратов:

  • Глидиаб МВ таб. вместо оригинального препарата Диабетон МВ (Франция),

Глиформин или Формин Плива таб. — вместо Сиофора (Германия).


Для решения этой проблемы в медицинских и аптечных учреждениях проводится разъяснительная работа среди льготных категорий граждан.


  • Особенностью региона при оказании бесплатной медицинской помощи льготным категориям граждан является то, что функции регионального аптечного склада и пунктов отпуска в Татарстане выполняет одно юридическое лицо — ГУП «Таттехмедфарм». Такая организационная структура дает ряд преимуществ, это: отлаженный механизм доставки медикаментов в точки отпуска и, что важно, возможность оперативного перераспределения товарных остатков, когда остро встает вопрос об обеспечении вновь выявленных больных.

В связи с тем, что процедура проведения электронных аукционов занимает большой промежуток времени, а применение ст.55 для осуществления закупа не признается допустимым контрольными органами.


Слайд №11

В настоящее время перед нами стоят задачи по дальнейшему совершенствованию организации льготного лекарственного обеспечения на уровне региона, а именно:

  • Внедрение во 2-м квартале 2011года количественно-суммового учета движения регионального товара во всех подведомственных аптечных учреждениях ГУП "Таттехмедфарм". Это позволит оперативно управлять запасами, снизить до минимума число рецептов на отсроченном обслуживании, а также проводить анализ остатков медикаментов.
  • С целью обеспечения «шаговой доступности» медикаментов для льготников, продолжается практика открытия аптечных пунктов на территории амбулаторных учреждений республики, осуществляющих выписку бесплатных рецептов. В 2009г.-2010гг. непосредственно в помещениях медицинских учреждениях республики было открыто 10 аптечных пунктов ГУП «Таттехмедфарм»: из них в г.Казани — 4, в районах республики — 6. На стадии получения лицензии еще 13 аптечных пунктов, расположенных в медицинских учреждениях.

  • Также в текущем году планируется модернизировать Республиканский центр фармацевтической информации путем внедрения новейших технологий, что позволит расширить спектр информационных услуг для граждан республики, в том числе декретированных слоев населения.


Слайд №12

Благодарю за внимание!