litceyvib.ru 1




Выступление министра образования и науки Республики Татарстан Н.М.Валеева на заседании Рабочей группы Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России по вопросам духовно-нравственного воспитания, проведенного в г.Москве 26 ноября 2008 года


В последние десятилетия в российском обществе возрастает интерес к религии, так как религия представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории. Религия как феномен культуры выполняет важные социальные функции в формировании духовно-нравственных ценностей человека и общества. Одним из показателей образованности являются знание и понимание специфики религиозных феноменов, роли религии и свободомыслия в жизни индивида и общества, представление о мировых религиях в контексте истории человечества.

Сегодня все более настойчиво обсуждается проблема формирования общенациональной идеи, способной объединить граждан России, стать духовной основой ее обновления. Нет сомнения, что эта идея должна базироваться на учете уникальности многовековой истории России, богатого опыта мирного сосуществования народов и религий, в основе которого – традиции взаимопонимания и уважения, культуры межнационального общения.

События последних лет показали особую хрупкость межнациональных отношений, всю сложность взаимоотношений христианства и ислама, которая в современных условиях должна стать предметом специального изучения.

Введение курса «Основы православной культуры» в школах в некоторых регионах Российской Федерации (Курская, Смоленская, Брянская, Белгородская и др.), где вместе с русскими учащимися учатся около 2 млн. детей других национальностей, в основном из мусульманских семей, воспринимается как нарушение прав человека, ущемление достоинства неправославных, влечет за собой законный протест у представителей других религий в нашем поликонфессиональном и многонациональном государстве и может привести к дестабилизации мира и согласия в обществе.


Вместе с тем нельзя не учитывать возросший в современном обществе интерес к религии, становление религиозных общин как современных структур гражданского общества и активную роль религиозных организаций в общественной жизни. Я думаю, сама жизнь приведет к необходимости изучения истории мировых религий. Однако, нельзя насильно навязывать изучение одной религии, ограничивая права ребенка и лишая его выбора, - всегда нужна альтернатива.

Поэтому считаем необходимым создать программу, учебники, методические пособия, где будут представлены основы культурных духовных ценностей как православия, так и ислама, иудаизма и буддизма, как основных мировых религий.

Учитывая актуальность проблемы, по поручению Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева, Министерство образования и науки РТ разработало учебное пособие «История религий» совместно с Институтом Российской истории РАН, Институтом истории им. Ш.Марджани, издательством «Русское слово».

В авторский коллектив вошли: Сахаров Андрей Николаевич, директор Института Российской истории РАН, член-корр. РАН; Мухамедшин Рафик Мухамедович, доктор политических наук, зав. сектором истории ислама Института истории АНТ, Лавров Владимир Михайлович, зам. директора по научной работе института Российской истории РАН, доктор исторических наук, руководитель центра истории религии и церкви, и другие научные сотрудники института. Разделы о буддизме и иудаизме написаны докторами исторических наук, ведущими научными сотрудниками Института востоковедения РАН. Методический аппарат учебного пособия разработан Лазебниковой Анной Юрьевной, доктором педагогических наук, член-корр. РАО.

Учебник состоит из нескольких разделов. Это разделы о христианстве (251 страница-60% учебника, в том числе православие 33%, католицизм – 9,3% протестантизм – 9,1% и другая информация), исламе ( 98 страниц – 23%), буддизме (22 страницы – 5%) и иудаизме (43 страницы – 10%).

Цель курса – познакомить школьников с многовековыми духовными и культурными традициями основных религий, что позволит понять близость их истоков и традиций, но в тоже время самобытность и уникальность, а также привить уважение к религии собственного и соседнего народа.


В процессе разработки учебного пособия «История религий» проведены многочисленные совещания, круглые столы с участием представителей государственной и законодательной власти Республики Татарстан, Казанской епархии, Духовного управления мусульман, ученых и преподавателей учебных заведений.

Учебное пособие прошло научную экспертизу в Институте развития образования РТ, Институте истории им. Марджани АН РТ, Казанском государственном университете, Казанском государственном техническом университете им. Туполева, Российской академии правосудия, школах г. Казани, Казанской епархии Русской православной церкви, Духовном управлении мусульман РТ.

Ученые и учителя-практики отмечают, что курс имеет важное мировоззренческое значение, в книге представлены живая, многообразная, поликультурная картина религиозного мира. В ней отражены получившие общественное признание современные взгляды на историю и современное состояние религии. В учебном пособии внимание уделено не только особенностям вероучения, культа и организации религий России, но и их историческому развитию, взаимоотношениям с государством. Представлено много материалов о положительной роли религии, которая сыграла в просвещении и общественной жизни России. Предполагается, что такой подход является оптимальным, так как позволит сформировать полное и объективное представление о наиболее распространенных конфессиях на территории России.

Духовное управление мусульман подчеркивало, что это первый учебник по истории традиционных для России конфессий. Его отличительной особенностью является то, что в одном учебнике для учащихся без разделения на группы по конфессиональному признаку предлагается материал по всем религиям.

По мнению Казанской епархии РПЦ данное учебное пособие носит культурологический характер, но в то же время дублируются некоторые темы, изучаемые в предмете « История России».

Учебное пособие «История религий» построено в соответствии с принципом, согласно которому школьный религиоведческий курс должен быть посвящен всем ведущим конфессиям страны – христианству, исламу, иудаизму, буддизму. В основе концепции учебного пособия «История религий» лежит системный подход. Он проявляется в том, что на страницах книги освещаются тесно связанные между собой исторические, мировоззренческие, культурологические, нравственные аспекты различных религий, распространенных в России, их культовые и организационные особенности. В каждом из этих разделов рассказывается о вероучении, о таинствах и обрядах, о праздниках, об истории религии во всемирной истории. Таким образом, курс приобретает историко-культурологический характер.


Познавательные задачи курса – познакомить с культурой, религией тех людей, с которыми ты вместе живешь, именно это должно воспитывать толерантность и возможность жить в многонациональной стране.

Учебное пособие рассчитано на 34 часа с возможностью расширения до 68 часов. Курс предназначен для 10–11 классов, так как именно старшеклассники готовы и способны обсуждать сложные культурологические, нравственные проблемы.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в 56 школах республики с охватом 1060 учащихся преподавание предмета «История религий» осуществляется по данному учебнику. Предмет изучается за счет часов компонента образовательного учреждения или как элективный курс.

Еще 538 обучающихся изучают историю религий факультативно в 29 школах РТ, 1998 детей - на кружковых занятиях (в 70 образовательных учреждениях).

Пособие содержит богатый исторический, фактический материал, написан легко и доступно для современных учащихся, показана межпредметная связь с историей России. Его отличительной особенностью является то, что в одном учебнике религии изучаются без разделения учеников на группы по конфессиональному признаку, что само по себе уже закладывает основы толерантного воспитания подрастающего поколения россиян.

Предмет «История религий» преподают учителя гуманитарных дисциплин (учителя истории и обществознания). В каждом муниципальном районе подобрано по 2 учителя истории-тьютора (всего 87 чел.), которые прошли специальную курсовую подготовку в Институте развития образования Республики Татарстан (144 учителя).

Вопросы религиоведения раскрывались и на курсах повышения квалификации учителей гуманитарных дисциплин в Институте развития образования Республики Татарстан и Институте непрерывного педагогического образования г.Набережные Челны. Всего курсы прошли 1200 учителей.

Учебное пособие «История религий» вызвало интерес и в других субъектах Российской Федерации. Как нам известно, книга была частично переработана издательством «Русское слово» с пожеланиями органов управления образованием г.Москвы, г.Екатеринбурга, Брянской области.


Анкетирование среди учителей и учащихся показало, что преподавание курса «История религий» является оптимальным способом ознакомления обучающихся с развитием религий. Они считают, что изучение данного предмета способствует воспитанию этической культуры, формированию толерантной личности, способной с пониманием и уважением относиться к представителям другого народа, другой культуры, другой религиозной принадлежности.