litceyvib.ru 1

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА


пути и проблемы ее реализации в муниципальном образовании Темрюкский район


Административная реформа стартовала в 2003 году. Президентом России Владимиром Путиным была поставлена четкая задача - ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции государственных органов, изменить систему государственного управления, а именно само понятие «управление» на государственном и муниципальном уровнях. Приоритеты были отданы на публичность (прозрачность) государственной гражданской службы, а в дальнейшем с 2007 года на уровне муниципальной службы.

(т.е. мы не «управляем», а предоставляем услуги населению)

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 - 2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.

Приоритетными задачами развития государственного управления назывались радикальное сокращение функций, осуществляемых государственными органами, и формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов.

Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" определены направления административной реформы:

ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;


исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В результате реализации начального этапа административной реформы к 2005 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий на 2006-2010 годы по проведению административной реформы.


Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах являются:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р)

повышение качества и доступности государственных услуг;

ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;


реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС "Управление");

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р)

создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р)

организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р)

оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Предполагалось, что основные мероприятия административной реформы должны быть реализованы в 2006 - 2010 годах.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р)

На основании плана мероприятий, утвержденного вышеназванной Концепцией, в муниципальном образовании Темрюкский район с 2008 года проводится работа по регламентации деятельности предоставления муниципальных услуг структурными подразделениями администрации. Утвержден План мероприятий по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг. Создан многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и перевод муниципальных услуг в электронную форму.


Планомерная работа по наведению порядка продолжается. Ее результат - значительное улучшение качества предоставления муниципальных услуг жителям Темрюкского района и рост эффективности работы органов местного самоуправления.

Те услуги и функции, которые находятся в ведении муниципального образования, планируется оказывать на совершенно ином уровне. Раньше не велся учет услугам, а комфорт граждан никого особо не заботил.

К каждой услуге прилагается детальный административный регламент, где четко до мелочей прописаны все процедуры, определяются ответственные, устанавливаются жесткие сроки рассмотрения дел, написаны понятным языком, не допускающим разночтений.

Польза от регламентов очевидна. Раньше практически любая услуга регулировалась десятками законов, указов, инструкций. Теперь все сведено в один документ. Регламент содержит исчерпывающий перечень справок, которые гражданин должен предоставить для получения услуги. В нем есть все необходимые шаблоны заявлений. Все действия в простых и ясных графических схемах.

Проводя анализ разработки административных регламентов в муниципальном образовании Темрюкский район необходимо отметить что в 2008 году было разработано 4 административных регламента, в 2009 году подготовлено 8 административных регламентов, в 2010 году 38 административных регламентов, учитывая, что в муниципальном образовании утвержден унифицированный перечень услуг (функций) предоставляемых муниципальным образованием Темрюкский район, который содержит 62 муниципальные услуги. В 2011 году работа по разработке и утверждению административных регламентов продолжена и поставлена на новый уровень, так как с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти с 1 октября 2011 года и органы местного самоуправления с 1 июля 2012 года, не в праве требовать от заявителя документы, находящиеся в ведении органов власти и сторонних организаций.


Для того чтобы мы смогли выйти на сроки, установленные федеральным законодательством, работу по переходу на межведомственное взаимодействие необходимо выполнять уже сейчас, а некоторые этапы данной работы необходимо уже завершить.


ЭТАПЫ

ПЕРЕХОДА НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ (ФУНКЦИЙ)

В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ


Содержание этапа

Предельные
сроки
реализации
этапа

I этап

размещение информации об услуге (функции) в
Сводном реестре государственных и муниципальных
услуг (функций) и на Едином портале
государственных и муниципальных услуг (функций)

до 1 декабря
2010 г.

II этап

размещение на Едином портале государственных и
муниципальных услуг (функций) форм заявлений и
иных документов, необходимых для получения
соответствующих услуг, и обеспечение доступа к
ним для копирования и заполнения в электронном
виде

до 1 февраля
2012 г.

III этап

обеспечение возможности для заявителей в целях
получения услуги представлять документы в
электронном виде с использованием Единого
портала государственных и муниципальных услуг
(функций)

до 1 июля
2012 г.

IV этап

обеспечение возможности для заявителей
осуществлять с использованием Единого портала

государственных и муниципальных услуг (функций)

мониторинг хода предоставления услуги
(исполнения функции) (методика оплаты предоставления муниципальных услуг)


до 1 января
2013 г.

V этап

обеспечение возможности получения результатов
предоставления услуги в электронном виде на
Едином портале государственных и муниципальных
услуг (функций), если это не запрещено
федеральным законом

до 1 января
2014 г.


Работы первого этапа:

- Разработка и утверждение сводного перечня всех услуг (функций), представляемых (исполняемых) в органах местного самоуправления. Необходимо:

а) разработка и утверждение административных регламентов, предусматривающих возможность предоставления услуги в электронном виде.

б) утверждение унифицированного перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления.

Работы второго этапа:

- Отработка единого полного перечня полный комплект документов, необходимых для получения той или иной услуги.

С этой целью:

Совершенствование действующие нормативные правовых актов в сфере предоставления услуги, направленная на обеспечение возможности предварительного заполнения и печати форм документов для последующего получения услуги. Указанная работа включает в себя доработку административных регламентов, утверждение отсутствующих форм документов и доработку существующих.

Совершенствование нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов проводят в направлении снятия таких ограничений как:

а) необходимость предоставления заявителем документов (исключительно на бумажных носителях) и иных материальных объектов для получения услуги;

б) необходимость ведения журналов и направления писем в бумажном виде при межведомственном взаимодействии;


в) необходимость осуществления личного взаимодействия органа местного самоуправления, предоставляющего услуги с заявителем.

В настоящее время на уровне субъекта муниципальные образования Краснодарского края завершают переход II этапа перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде и начинаю III этап.

Для эффективного завершения II этапа на селекторном совещании по вопросам реализации мероприятий административной реформы, внедрения электронного правительства в Краснодарском крае, которое проходило 25 ноября 2011 года, органам местного самоуправления было рекомендовано:

- до 1 января 2012 года разработать, утвердить и внести изменения в административные регламенты предоставления муниципальных услуг, в том числе в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности (право и порядок представления документов для получения услуги в электронном виде);

- до конца 2011 года утвердить необходимые нормативные правовые акты, в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (необходимо разработать и утвердить Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг). В администрации утвержден Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципального бюджетного учреждения муниципального образования Темрюкский район, которым пользуются при расчете размера платы муниципальных услуг;

- до конца 2011 года разработать и внедрить технологические карты межведомственного взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг (технологические карты межведомственного взаимодействия структурными подразделениями администрации разрабатываются, на рабочей группе типовые материалы и методические рекомендации были предложены членам рабочей группы и поставлены сроки до конца 2011 года разработать данные карты, затем согласовать с органами власти, в которые будут направляться запросы и согласовать на рабочей группе);


- до конца 2011 года привести деятельность МФЦ в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации к организации деятельности МФЦ:

а) предусмотреть расширение штатной численности МФЦ в целях реализации основной задачи деятельности МФЦ;

б) развивать информационную систему МФЦ, в целях организации возможности предоставления услуг в режиме «одного окна»;

в) организовать предоставление муниципальных услуг в МФЦ, посредством интеграции МФЦ с системой электронного документооборота «СИНКОПА-документ» (приложение № 1).

Проблемы по реализации данных вопросов разнообразны, одной из таких проблем является многообразие подходов предоставления муниципальных услуг, нет четкого механизма и слаженности в реализации внедрения межведомственного взаимодействия. Дублирование усилий муниципалитетов, каждый выдумывает свое, разнообразие региональных практик в предоставлении муниципальных услуг.

Работы третьего этапа:

Заявителю должна быть предоставлена возможность, пройдя процедуру идентификации и аутентификации, заполнить формы документов в интерактивном режиме и прикрепить иные электронные документы, необходимые для предоставления той или иной услуги.

При этом муниципальный сегмент системы межведомственного электронного взаимодействия должен позволить передать документы заявителя в информационную систему соответствующего органа власти.

С этой целью:

а) необходимо доработать нормативные правовые акты в части установления возможности и порядка предоставления заявителем документов в электронном виде для получения услуги, в том числе с использованием средств ЭЦП.

б) необходимо разработать и утвердить требования к электронному виду документов, предоставляемых для получения услуги.

в) при необходимости согласования документов в иных органах власти или организациях или при необходимости запроса документов из иных органов власти или организаций требуется внести изменения (при наличии) или разработать новые нормативные правовые акты, устанавливающие порядок межведомственного взаимодействия.


Работы четвертого этапа:

Для заявителя обеспечивается мониторинг процесса предоставления услуги в электронном виде. Межведомственный обмен должен осуществляться только через систему межведомственного электронного взаимодействия.

С этой целью:

Нормативные правовые акты дорабатываются в части обеспечения возможности для заявителя получать информацию о ходе предоставления услуги (электронного взаимодействия с заявителем). Для этого по каждой услуге определяется перечень «контрольных точек», которые будут применяться при мониторинге, и предельный срок достижения очередной контрольной точки.

Работы пятого этапа:

Максимально сократить использование бумажных носителей информации в процессе предоставления услуг, в том числе обеспечить возможность получения заявителем в электронном виде результата предоставления услуги.

С этой целью:

Нормативные правовые акты дорабатываются в части установления необходимости межведомственного и межуровневого взаимодействия в процессе предоставления услуги. Определение положений, в соответствии с которыми результат предоставления услуги должен выдаваться в электронном виде.

На основании вышеизложенного, можно выделить основные мероприятия по осуществлению работы повышения качества и доступности муниципальных услуг:


  1. Подготовка необходимой нормативной правовой базы (внести соответствующие изменения в административные регламенты предоставления муниципальных услуг, утвердить необходимые нормативные правовые акты, в целях реализации федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ), постоянно.

  2. Упрощение процедур получения муниципальных услуг, до 1 февраля 2012 года.

  3. Развитие деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, 1 квартал 2012 года.
  4. Внедрение системы эффективного информирования жителей Темрюкского района о прохождении административной реформы посредством публикаций в СМИ, через информационные терминалы, размещением на официальном сайте администрации Темрюкского района, консультаций сотрудниками структурных подразделений администрации, до 1 июля 2012 года.


  5. Проведение обучающих семинаров для муниципальных служащих администрации муниципального образования Темрюкский район и муниципальных служащих поселений Темрюкского района по методическому и технологическому обеспечению, использовании системы межведомственного взаимодействия.

  6. Обеспечение информационной технической поддержки по сопровождению межведомственного электронного взаимодействия.

  7. Подбор кадрового персонала для качественного предоставления услуг (юристы, программисты).


Важным и составляющим административной реформы являются мероприятия направленные на противодействие коррупции.

Разработаны и утверждены нормативные правовые акты направленные на противодействие коррупции в муниципальном образовании Темрюкский район.

Предусмотрен Порядок антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации муниципального образования Темрюкский район. Данный Порядок утвержден на уровне поселений Темрюкского района.

Правовой экспертизой выявлено 11 проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы, которые были устранены в ходе доработки нормативных правовых актов исполнителями (всего за отчетный период правовую экспертизу прошли 94 проекта нормативных правовых акта).

Во исполнение постановления администрации муниципального образования Темрюкский район от 22 марта 2010 года № 452 «Об утверждении порядка мониторинга восприятия уровня коррупции и методики мониторинга коррупционных рисков в администрации муниципального образования Темрюкский район» ежеквартально проводится мониторинг уровня коррупции.

Постановлением администрации муниципального образования от 14 сентября 2010 года № 1853 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» и пункта 8 Указа Президента Российской Федерации «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Темрюкский район и урегулированию конфликта интересов» (далее Комиссия). Вышеуказанным постановлением управление административной реформы, муниципальной службы и кадровой политики определено ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

За текущий период 2011 года в муниципальном образовании Темрюкский район Комиссией проведено 6 заседаний. Рассмотрено 42 вопроса, в результате установлено 13 нарушений.

По выявленным нарушениям одному претенденту на должность муниципальной службы отказано в замещении в должности; к 13 муниципальным служащим применено дисциплинарное взыскание.

Управлением административной реформы, муниципальной службы и кадровой политики проведено18 проверок. В отношении муниципальных служащий, представившие недостоверные или неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вынесено 3 дисциплинарных взыскания.

Управлением административной реформы, муниципальной службы и кадровой политики за текущий период 2011 года проведено 3 семинара по вопросу соблюдения требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.


Заместитель главы

Муниципального образования

Темрюкский район А.Е.Зимин