litceyvib.ru 1

Урок – проект

« Влияние различных факторов на

сердечно-сосудистую систему человека»

Учитель биологии Филипповых Елена Львовна

Задачи урока:

Расширить знания о влиянии факторов окружающей среды, вреде никотина и алкоголя на работу сердечно-сосудистой системы, познакомить учащихся с правилами гигиены, с особенностями работы сердца в подростковом возрасте, активизировать познавательную деятельность учащихся, научить презентовать свои проекты. Показать учащимся зависимость ЧСС от физической нагрузки, научить делать оценку механизмов адаптации путем подсчета адаптивного потенциала и вегетативного индекса. Привить учащимся любовь к предмету и интерес к изучению предмета анатомии.

Подготовка к уроку:

Разделение учащихся на группы по выбранным темам проектов за неделю до проведения урока. Постановка цели и задач перед учащимися. Объяснение структуры проекта, запись дополнительной литературы. Знакомство учащихся с критериями оценки проектов.

Критерии оценки проектов по биологии:


  • четкость поставленной цели и задач;

  • объем использованной литературы;

  • полнота раскрытия темы проекта;

  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

  • качество оформления презентации.

Ход урока:

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока.

2. Изучение новой темы:

Учитель, в начале урока, ставит вопросы, на которые в ходе урока, отвечают учащиеся в своих проектах.

В чем причины сердечно-сосудистых заболеваний?

Как можно укрепить сердечно-сосудистую систему?

Какие факторы негативно влияют на сердечно-сосудистую систему?

Учащиеся, распределенные на пять групп: кардиологов, диетологов, наркологов, экологов, физиологов, поочередно выступают, рассказывая о факторах, влияющих на сердечно-сосудистую систему и болезнях связанных с воздействием этих факторов.


Выступление экологов, в конце выступления звучит вывод:

Выводы: Необходимо задуматься об охране природы - задаче нашего века. Опасность, грозит окружающей среде, а значит и самому человеку. Решить проблему экологического кризиса под силу только экологически грамотному человеку. Наша задача получить больше знаний о биологических науках и умело использовать эти знания в жизни.

Выступление кардиологов, выводы, в конце выступления:

Выводы: Необходимой составной частью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний является физически активный образ жизни, та самая «мышечная радость», о которой говорил академик Павлов. Это занятия спортом, длительные прогулки на свежем воздухе, плаванье, туристические походы, то есть любая физическая деятельность, которая доставляет человеку удовольствие. Второе: для нормального развития сердца и его деятельности нужно исключить чрезмерные физические и психические напряжения.

Выступление диетологов.

Выводы: ЗОЖ – основа долгой и не осложненной болезнями жизни. Питание должно быть сбалансированным, содержать белки, жиры, углеводы, клетчатку, минеральные соли и витамины. Из-за стола нужно выходить с легким чувством голода. Необходимо иметь в рационе свежие овощи и фрукты.

Физиологи:

Для оценки влияния физической нагрузки, выполним небольшое задание, с помощью которого определим тренированность вашего сердца.
Дл этого нам потребуется определить пульс, в положении сидя, прощупав артерию в области запястья подсчитав удары.
Подсчитайте пульс после10 приседаний. С помощью формулы, определите тренированность вашего сердца.

Если, Т < 30% – тренированность сердца хорошая, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении. Т = 38% – тренированность сердца недостаточная. Нужно обратить внимание.Т > 45% – тренированность  низкая, сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений.


Подсчет индекса Кердо

Индекс Кердо — показатель, использующийся для оценки деятельности вегетативной нервной системы. Индекс вычисляется по формуле:

, где:

DAD — диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

Pulse — частота пульса (уд. в мин.).

Показатель нормы: от – 10 до + 10 %
Трактовка пробы: положительное значение - преобладании симпатических влияний, отрицательное значение - преобладание парасимпатических влияний.

Если значение этого индекса больше нуля, то говорят о преобладании - преобладании симпатических влияний, в деятельности вегетативной нервной системы, если меньше нуля, то о преобладании парасимпатических влияний, если равен нулю, то это говорит о функциональном равновесии. У здорового человека он близок к нулю.

Оценка адаптивного потенциала.

Комплексным показателем, отражающим функциональную зрелость и функциональные резервы системы кровообращения, является величина адаптационного потенциала. По величине АП производится оценка степени адаптации организма к условиям повседневной деятельности, физическим нагрузкам; определяется необходимость дополнительного обследования, вероятность отнесения к одной из групп здоровья, характер рекомендаций и мероприятий, тенденция изменения уровня здоровья при повторных обследованиях.
Мы определим величину АП по методике П.А.Филеши, Н.Н.Сиваковой.

АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) - 0.009(Р) + 0.014(В)-0.27;

где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах, ЧП - частота пульса (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); Р - рост (см); МТ - масса тела (кг); В - возраст (лет).

По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное состояние пациента:
Трактовка пробы: ниже 2.6 - удовлетворительная адаптация;
2.6 - 3.9 - напряжение механизмов адаптации;
3.10 - 3.49 - неудовлетворительная адаптация;
3.5 и выше - срыв адаптации.

Снижение адаптационного потенциала сопровождается некоторым смещением показателей уровня функционирования показателей системы кровообращения в пределах своих, так называемых нормальных значений, возрастает напряжение регуляторных систем, увеличивается "плата за адаптацию". Срыв адаптации как результат перенапряжения и истощения механизмов регуляции у лиц старшего возраста отличается резким падением резервных возможностей сердца, в то время как в молодом возрасте при этом наблюдаются даже увеличение уровня функционирования системы кровообращения.

Выводы: Правила тренировки сердечно-сосудистой системы:
Нагрузка должна не только постепенно наращиваться, но и правильно дозироваться.
Большое значение приобретает соотношение работы и отдыха: чем сильнее и интенсивнее работало сердце во время тренировок, тем реже оно будет сокращаться во время отдыха. Такой режим наиболее благоприятен для восстановления сердечной деятельности.
Тренировка сердечно-сосудистой деятельности достигается повседневно проводимыми физическими упражнениями, спортивными занятиями и умеренным физическим трудом, особенно в тех случаях, когда они проводятся на свежем воздухе.

В конце урока, на основании выступления учащихся, учитель делает общие выводы:

Культура здорового образа жизни, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, к миру, в котором мы живем, и друг к другу.

ЗОЖ – это:


  • поведение человека, обеспечивающие ему охрану здоровья;
  • система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности;

  • система личной научно-обоснованной профилактики заболеваний;

  • поведение человека в конкретных условиях среды, уменьшающее риск заболеваний;

  • жизнь, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.