litceyvib.ru 1

Психолог - родителям


Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов.


  1. Психологические трудности ребенка в экзаменационный период.

  2. Организация режима дня.

  3. Оптимальная организация учебной деятельности.

  4. Психологический настрой во время экзаменов.


Экзамены – особый, очень сложный период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. При подготовке к экзаменам одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределять время?

С чем связаны психологические трудности детей в экзаменационный период?

Прежде всего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала.

Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ребенка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» в случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется еще и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.


Как можно поддержать ребенка в период экзаменов?

Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они волнуются, им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить. Для того, чтобы эта задача стала более реальной, мы можем оказать помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана.. составление плана помогает справиться с тревогой: ребенок понимает, что выучить материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать этого сами, и помощь родителей или педагога как нельзя кстати.



Как можно составить план? Надо подсчитать, какое количество материала ему нужно выучить, потом прикидываем сколько времени на это есть, вычтем день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства и разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую можно разделить на три части: утро, день, вечер. Этот план надо написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы, а это в свою очередь ведет к успокоению нервной системы.

Часто ученики стараются выучить весь объем материала сразу, причем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает свое название, и составляется план всего билета. Затем надо выучить по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет целиком.


Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но шумный или активный отдых будет только дополнительной нагрузкой. И компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы: прогулки, общение с одним- двумя друзьями. В течение дня нужно делать перерывы каждые 45 – 60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Можно выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону, послушать музыку и затем снова вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо высыпаться. Иногда, чтобы больше выучить и быстрее, дети пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. Продуктивность учебы в таком состоянии очень невелика.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это непростой вопрос, решается он индивидуально, с учетом особенностей ребенка и с учетом семейного воспитания в отдельной семье. Физическая легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление.



Особое значение в экзаменационный период имеет эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для родителей этот период является очень тревожным. Если ребенок видит, как мамы пьют валерьянку, переживают, он как бы заражается тревогой и напряжением. Ребенку трудно самому опираться на собственную уверенность в себе, в этой ситуации взрослые должны создавать ненапряженную атмосферу, ситуацию успеха, говорить ребенку, что в него верят и надеятся на успех.

Иногда подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться? Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Если волнение очень велико, оно приводит к ступору, мешает учить, все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением. Это необходимо различать и применять соответствующую тактику поведения с ребенком: поддерживать и подбадривать или настраивать и заставлять учить.


Экзамены – ситуация важная, но не запредельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимулирует, а мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает чувствовать себя более уверенно. Опять же есть нюансы, эта ситуация относится к тревожным детям, а не к беспечным.

Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Может, ему необходимо, чтобы вы выслушали выученные им билеты, кому- то нужно помочь написать план и конспекты. Спросите ребенка: «Чем или как я могу тебе помочь?»


Выпускник сдает экзамен…


  1. Психологические трудности в экзаменационный период

    • Экзамен – это проблемы учебного характера

    • Экзамен – это тревога

    • Экзамен - это стресс

    • Экзамен – это риск здоровью

  2. «Спасательный круг» - решения и рекомендации

  • Как выпустить «лишний пар»

  • Организация режима дня.


  • Оптимальная организация учебной деятельности.

  • Психологический настрой во время экзаменов

Десять шагов уверенности в себе


1.

Экзамены – особый, очень сложный период в жизни человека. При подготовке к экзаменам одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределять время?

С какими трудностями сталкиваются школьники в экзаменационный период?

  • Прежде всего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала.

  • Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ученика, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?». В случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется еще и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.

  • Любой экзамен – это стресс. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние в психологии называется эустресс (активизирующий стресс).

Когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс – это разрушающий стресс, демобилизующий и дезорганизующий. Именно его следует избегать. Таким образом, искусство саморегуляции – это искусство пользования преимуществами эустресса и умения избегать дистрессов.

Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? Наиболее заметная реакция на стресс – у сердечно – сосудистой системы. В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса обычно усиленно. При дистрессе оно становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе происходит покраснение. При дистрессе – побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощущение тепла, иногда чувство «жара». Дистресс чаще всего сопровождается ознобом.


Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Когда стресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется гиперфикация внимания. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.

Память тоже улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.

Изменяется в стрессовом состоянии и речь. При эустрессе это не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании» букв или слов, заикании, заметном увеличении междометий, слов – паразитов.

Стресс выражается и в проявлении некоторых странностей в общении людей. Необоснованно плохие отношения усугубляются и могут вызвать ответную неприязнь. В дальнейшем эти отношения исправить бывает трудно.

Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса – сужение сознания.


  • Экзамены и подготовка к ним вредны для здоровья.

Какой вред они могут нанести организму? Какие органы и системы работают с перегрузкой? К чему это может привести?


зоны риска

характер нарушений


мозг

утомление, перенапряжение, истощение, головные боли

нервная система

нервозность, раздражение, плаксивость и др.

желудок

боли, изжога, потеря аппетита, тошнота

сердце

сердцебиение, нарушение ритма, боли и др.

глаза

утомление, нарушение зрения

вегетативная система

дрожь в руках и ногах

позвоночник

нагрузка на позвоночник, боли, онемение и др.

сосуды

повышение или понижение давления, застой венозной крови в сосудах ног

печень

нарушение из-за неправильного питания

руки

утомление пальцев, мышц руки, нагрузка на локтевой сустав

общее недомогание

утомление, вялость, повышение температуры и др.

2.

  1. «Спасательный круг» - решения и рекомендации




  • Как выпустить «лишний пар»

Чтобы подготовка к экзаменам не навредила нашему здоровью, какие вы можете предложить рекомендации?

Например, какие «средства от утомления» вы знаете? Или «средства от нарушений печени», «средства от нагрузки на позвоночник»?



А как управлять своими эмоциями?

Дыхание уступами. 3 -4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые могут понять и посочувствовать.

Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко, суетно. Послушайте хорошую музыку, прогуляйтесь, поглядите в высокое небо, полюбуйтесь листочками, цветочками, пообщайтесь с любимыми животными и др.

На время подготовке к экзаменам надо как бы отстраниться от внешнего воздействия: не ссориться, не обсуждать чьи-то проблемы и поведение и т.д.



  • Организация режима дня.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ученик имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но шумный или активный отдых будет только дополнительной нагрузкой. И компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы: прогулки, общение с одним- двумя друзьями. В течение дня нужно делать перерывы каждые 45 – 60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Можно выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону, послушать музыку и затем снова вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо высыпаться. Иногда, чтобы больше выучить и быстрее, школьники пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. Продуктивность учебы в таком состоянии очень невелика.

Нужно ли на время экзаменов отстраниться от домашней работы? Физическая легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление. Это вопрос сугубо индивидуальный, зависит от особенностей нервной системы ученика и от традиций внутрисемейных.

  • Оптимальная организация учебной деятельности.


Школьники при подготовке к экзаменам пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они волнуются, им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить. Для того, чтобы эта задача стала более реальной, надо распределить учебный материал по дням, определить ежедневную нагрузку, составить план. Составление плана помогает справиться с тревогой: ученик понимает, что выучить материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

Как можно составить план? Надо подсчитать, какое количество материала ему нужно выучить, потом прикидываем сколько времени на это есть, вычтем день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства и разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую можно разделить на три части: утро, день, вечер. Этот план надо написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы, а это в свою очередь ведет к успокоению нервной системы.

Часто ученики стараются выучить весь объем материала сразу, причем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает свое название, и составляется план всего билета. Затем надо выучить по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет целиком.

Вывод: здоровье можно сохранить с помощью собственных усилий, правильная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 Краснюк Татьяна Викторовна