litceyvib.ru 1 2 3 ... 161 162

посвященные  заключению  агентских, дистрибьюторских  договоров, договора  франчайзинга,

осуществлению  банковских  расчетных  операций  в  форме  аккредитива  и  инкассо. Представлены
также  разработки  Международной  федерации  экспедиторских  ассоциаций  в  виде  типовых  форм
экспедиторских документов и др. Несмотря на то  что  эти документы  относятся к международной
коммерческой  практике, они  активно  используются  российскими  предпринимателями  и  при
осуществлении  внутренних  коммерческих  операций. Использование  международного  опыта
особенно актуально в эпоху глобализации экономики и в преддверии вступления России в ВТО.
Глава 1. ПОСТАВКА ТОВАРОВ
1.1. Общие положения
Передача  товаров в собственность в коммерческом обороте часто оформляется договором
поставки. Конструкция  договора  поставки  имеет  давнюю  историю  в  российском  праве. Еще  в
дореволюционном  российском  гражданском  праве  договор  поставки  выделялся  в  качестве
самостоятельного  договора  наряду  с  договором  купли-продажи, хотя, по  словам  Г.Ф.
Шершеневича, отличия между ними проводились по едва уловимым признакам <1>. Все отличие
договора  поставки  от  договора  купли-продажи  состояло  в  том, что  поставка  предполагала
некоторый  промежуток  времени  между  заключением  и  исполнением  договора, тогда  как  купля-
продажа  не  предполагала (хотя  и  не  исключала) такого  промежутка  времени. Однако  после
революции, в  годы  советской  власти, этот  договор  получил  широчайшее  распространение  в
отношениях  между  социалистическими  предприятиями. В  связи  с  жестким  централизованным
регулированием  имущественного  оборота  и  всеобъемлющим  планированием  экономических
отношений  договор  поставки  стал  рассматриваться  как  оптимальное  средство  доведения
плановых заданий до конкретных участников имущественного оборота. В те годы договор поставки
признается  самостоятельным  договором, являющимся  основной  правовой  формой  отношений

организаций  по  снабжению  и  сбыту  продукции  в  народном  хозяйстве  и  одновременно  ведущим

хозяйственным договором.
--------------------------------
<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 327.
После  распада  СССР  и  перехода  на  рельсы  рыночного  хозяйства  при  разработке  нового
Гражданского  кодекса  возник  вопрос: оставлять  или  не  оставлять  договор  поставки  в  общей
системе договоров, а если оставлять, то какое место в ней он должен занять? Так, А.С. Комаров
пишет: "В  процессе  работы  над  ГК  мы  вместе  с  М.Г. Розенбергом  выступали  за  то, чтобы  не
выделять  в  Кодексе  отдельно  договор  поставки, исходя  из  того, что  в  условиях  рыночной
экономики  нет  необходимости  создавать  отдельно  такой  вид  договора, как  поставка, который
сформировался  в  период  социалистического  хозяйства. Мы  выступали  за  единое  правовое
регулирование, что соответствовало бы основным началам гражданского права и международной
практики. В  законодательстве  развитых  стран  нет  отдельного  регулирования  договора  купли-
продажи и отдельно договора поставки. Это, по сути, одни и те же отношения. Конечно, в нашей
стране  была  особая  правовая  специфика, которая  объяснялась  участием  в  хозяйственных
отношениях  государства. Но  в  процессе  дискуссии, развернувшейся  при  разработке  ГК,
большинство специалистов выступили за необходимость выделения договора поставки. Говорили,
что  наши  хозяйственники  не  поймут  разработчиков, если  не  увидят  в  Кодексе  отдельного
регулирования договора поставки - самого распространенного на тот момент вида договора.
Тогда, во время формирования  рыночных отношений, это, возможно, было оправданно. Но
практика показала, что такое двойное регулирование создает сложности" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комаров А. Свобода договора: в законе и на практике // ЭЖ-Юрист. 2006. N 7.

В  итоге  было  решено  сохранить  договор  поставки, но  не  в  качестве  самостоятельного

гражданско-правового  договора, а  как  один  из  видов  договора  купли-продажи, ориентированного
на  регулирование  отношений  по  реализации  товаров, складывающихся  в  процессе
предпринимательской деятельности.
По мнению Ю.В. Романца, правовая идея формирования института поставки заключалась в
том, чтобы  урегулировать  особенности  предпринимательской  купли-продажи. Это  означает, что
нормы  данного  института  должны  быть  применимы  к  любым  отношениям  купли-продажи  между
предпринимателями, в  том  числе  и  к  такой  предпринимательской  купле-продаже, которая
характеризуется иными особенностями <1>. Однако практика применения ГК показала, что это не
всегда возможно.
--------------------------------
3



<< предыдущая страница   следующая страница >>