litceyvib.ru 1

Качество гарантировано

Тема номера

В условиях постоянного роста интенсивности движения повышение надежности дорожных битумов, работающих в покрытиях дорог, приобретает в России все большую остроту.

Опыт устройства и содержания дорожных покрытий с использованием дорожных битумов, изготавливаемых российскими НПЗ, свидетельствует о том, что даже при температуре хрупкости -20° C разрушение покрытия начинается уже в первый год его эксплуатации. И связано это с недостаточной способностью битума к растяжению при отрицательных температурах и неспособности к эластичности.
Все чаще в верхних слоях дорожной одежды вместо битума дорожники применяют вяжущее, которое по физико-механическим характеристикам значительно превосходит битум, особенно при эксплуатации в отрицательных температурах. Это полимерно-битумное вяжущее по ГОСТ Р 52056-2003 (ПБВ). Кроме того, его применение ликвидирует колееобразование и трещины дорожного покрытия. Использование ПБВ в составе асфальтобетонных смесей взамен битума дорожного вязкого марки БНД (ГОСТ 22245-90) обеспечило возможность дорожникам принимать на себя гарантийные обязательства на устроенные верхние слои дорожных одежд сроком до 5–7 лет.

Признанный лидер в производстве ПБВ в России – Компания «Техпрогресс», основанная в 1995 году. Она поставила дорожникам России более 60 тыс. тонн ПБВ, которое применено в Тульской, Московской, Смоленской, Нижегородской областях и на федеральных дорогах Москва – Харьков, Москва – Минск. Изготавливая вяжущие из дорожных битумов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Рязани и ряда других городов, специалисты компании «Техпрогресс» накопили богатейший опыт научных исследований и практики производства и применения ПБВ в различных регионах России. Вся продукция компании «Техпрогресс» обладает гигиеническими сертификатами и сертификатами соответствия. Она изготавливается в соответствии с Техническими условиями и ГОСТами, а часть продукции защищена и российскими патентами.

Специалисты компании «Техпрогресс» одними из первых в России решили проблему растворения полимера в битуме. Для этого применяется специальное оборудование с малыми или большими сдвиговыми усилиями. Это коллоидные мельницы, диспергаторы, дезинтеграторы и тому подобное. Разработаны технологии хранения ПБВ. Это важно, когда необходимо хранить суточный, а иногда и больший их запас в расходных емкостях. А при длительном хранении и температурах 140–160° C,
происходит расслоение материала. Поэтому перед применением его тщательно перемешивают с помощью встроенных мешалок.
Решен вопрос и с транспортировкой ПБВ на большие расстояния. Исходя из того, что, по мнению дорожников, невозможно полностью предотвратить расслоение вяжущего при хранении и транспортировке, специалисты компании «Техпрогресс» произвели ряд испытаний на старение и расслоение ПБВ после длительной транспортировки и доказали обратное, что подтверждено дорожниками из ОАО «Чувашавтодор». В июле – августе прошлого года оно производило капитальный ремонт федеральной автомобильной дороги А-151 Цивильск – Ульяновск на участке № 4 в Чувашской Республике. А Компания «Техпрогресс» поставила для этого 280 тонн ПБВ битумовозами на расстояние более 1000 км. До погрузки и при выгрузке из разных уровней цистерны битумовозов были взяты пробы для исследования в лаборатории физико-механических показателей. Все они оказались равнозначными, что означает: ПБВ, во-первых, не расслоилось, а, наоборот перемешалось; во-вторых, не изменились все показатели, несмотря на 16-часовое нахождение при температуре 160–170°C; и в третьих, ПБВ хорошо слилось из битумовозов при температуре 140° C.

Специалистами компании решены и другие вопросы, поставленные дорожниками. Например, это стабильность всех показателей, несмотря на качество битума. Это изготовление ПБВ с характеристиками, улучшенными по сравнению с ГОСТом. Это и вопросы улучшения адгезии вяжущего. Это и разработка специального состава ПБВ марки ПБВ-130 для поверхностной обработки и многие другие.

В прошлом году компания «Техпрогресс» выпустила 5,5 тыс. тонн ПБВ, в том числе более 3 тыс. тонн для строительства участка федеральной автодороги М-4 «Дон» в обход города Богородицка, выполняемого ЗАО «Труд». «Качество ПБВ от компании «Техпрогресс» очень высокое» – таково компетентное заключение дорожников.
А в июле–сентябре 2009 года на строительстве дороги М-2 «Крым» Москва – Харьков на участке Серпухов – Тула (км 156 – км 178), Тульская область, в покрытии, уложенном ООО «УС-1 Интердорстрой», применено более 1,5 тыс. тонн ПБВ производства компании «Техпрогресс».  

Главный технолог Виктор Нечиненный,
начальник лаборатории Светлана Гомозова,
фото предоставлено компанией «Техпрогресс»