litceyvib.ru 1


ФЕРМЕРЫ ОНЛАЙН


Общество потребления еды разрывается между двумя противоречивыми трендами: продовольственная индустриализация (еды нужно все больше и дешевле, здесь помогают химия и технологии) и мода на экологически чистую еду. Калифорнийский стартап Farmsreach.com, запущенный весной 2009 года, ставит своей целью создать инфраструктуру для прямого контакта мелких производителей сельхозпродукции с потребителями в больших городах. Основатель стартапа Мелани Ченг поначалу видела свою миссию в информационной поддержке этой «связки». Но оказалось, что одной информации недостаточно. «Главной проблемой стала логистика, ведь фермеры должны не только найти покупателей, но еще и доставить им продукцию»,— говорит Ченг. Малые партии, большие расстояния, разрозненность клиентов и бессистемность заказов делали задачу непростой. Ее решением стала цепочка «агрегаторов», как их назвала Ченг,— компаний, занимающихся объединением потоков поставок от мелких производителей. Затем потоки формируются в партии, интересные крупным покупателям — магазинам и ресторанам. Как каждый интернет-стартап, Farmsreach.com уповает на силу веб 2.0 и готовит к запуску приложение для мобильных телефонов, позволяющее фермерам оперативно публиковать свои предложения онлайн. Мелани Ченг верит, что интернет способен изменить архаичный способ распределения еды. Российский проект выпускников ГУ-ВШЭ Булата Ламбаева и Алексея Таникова не ставил задачи с помощью технологий изменить мир. Изначально ими двигала идея помочь людям, изрядно отдававшая лекциями по социальному предпринимательству. Однако вместо книжного social entrepreneurship они создали систему обеспечения горожан чистой натуральной едой и помогли каждому обзавестись своим персональным поставщиком продуктов. Всего лишь благодаря Facebook и Google Spreadsheets.

ЛИЧНЫЙ ЗЕЛЕНЩИК

Алексей Таников честно признается, что, когда запускал проект, от проблем фермеров был далек. Его друг Булат Ламбаев на тот момент почти год провел волонтером в Азии. Помогал начинающим предпринимателям разрабатывать бизнес-планы, разбираться со страхованием и другими мудреными делами. Когда вернулся, заразил идеей социального предпринимательства Алексея. «Мы сидели в „Макдональдсе",— рассказывает Таников,— и думали, кому бы помочь. Как-то получилось, что выбрали фермеров. Атак как знакомых фермеров у меня не было и про фермерство я ничего не знал, то первым делом залез в „Яндекс" и набрал слово „фермер". Фермеров в „Яндексе" не нашлось». Эта неудача его не расстроила. Таников зашел на сайт администрации Истринского района Московской области и решил искать фермеров там. Фермерские хозяйства на сайте были, но упоминались лишь в новости о том, что вместо фермерства администрация решила сделать ставку на коттеджное строительство. «Я снова залез в интернет, нашел в каком-то бизнес-справочнике три похожих названия и поехал,— рассказывает Таников.— По первому же адресу оказалась ферма, которую я искал. Правда, там меня чуть не побили, когда я предложил продавать их продукцию москвичам напрямую». Сегодня фермерское хозяйство «Корнево» — постоянный поставщик проекта «Экофуд», он в одном лице заместил собой всю логистическую инфраструктуру современного продовольственного рынка.

ИГРА НА МИЗЕРЕ

Все решения Таников принимает по шаблону «будет ли это полезно фермерам». Следуя этому принципу, Таников выкладывает в открытый доступ контакты фермеров (если потребитель свяжется с ними напрямую, то есть у них станет больше клиентов, это хорошо). Предприниматель устанавливает минимальную наценку 10-30% и отправляет машину-рефрижератор, которая собирает продукцию с ферм и доставляет клиентам в город. Самостоятельная доставка товаров в Москву и содержание торговой точки часто экономически нецелесообразны для небольших хозяйств. У Таникова фермеры оплачивают логистику «до МКАД» — 9 руб. за километр, доставку по городу оплачивают клиенты — 300 руб. за адрес. Для горожан «Экофуд» функционирует в привычной концепции интернет-магазина, для фермеров — в режиме крупного городского закупщика, готового приобретать продукцию по ценам выше, чем жители окрестных населенных пунктов, да и прямо на месте. В феврале оборот проекта составил 106 тыс. руб. (прибыль — 23 тыс. руб.), но уже к концу года Таников ожидает оборот около 1 млн. Он рассчитывает на увеличение количества хозяйств и улучшение логистики. Средний чек в «Экофуд» за февраль — 2 тыс. руб., зато большинство клиентов делают заказы еженедельно. Несложно посчитать, что замыслы Таникова сбудутся уже при нескольких сотнях постоянных клиентов. При этом бизнес-план, а также детальный отчет с данными по каждому заказу выложены в открытом доступе в Google Docs. В таблицах Google «Экофуд» принимает и заказы. «Это не концептуальный минимализм,— уверяет Таников.— Просто перед запуском требовалась проверка гипотезы, и нам даже пару дней было жалко тратить на программирование. Google Spreadsheets изначально был задуман как инструмент социологических опросов. Вот мы и сделали форму опроса, только вместо вопросов написали „говядина" и „кролик"». Сегодня в базе Таникова больше 1 тыс. покупателей, а среди его корпоративных клиентов — «Яндекс», ВТБ и ГУ-ВШЭ, что наглядно демонстрирует, как просто архаика превращается в инновационный бизнес.

СВОЙ ОГОРОД

Если воспользоваться принципом Алексея Таникова и все ответы искать в интернете, то, набрав в «Яндексе» «деревенская еда», можно обнаружить в выдаче около 20 сайтов (большинство из них появились в прошлом году), занимающихся смычкой города и деревни. На самом же деле Алексей и его соратники решают интересную проблему — обеспечение личной продовольственной безопасности. Горожанам нравится иметь в записной книжке телефоны людей, у которых всегда есть молоко, картошка, хлеб. Что может быть лучше? Только самому стать владельцем сельхозугодий. Интересно, что и это уже не проблема. Проект Homegrowmicrofarms.com предлагает своим клиентам настоящий огород на подоконнике: ящики со специальным грунтом, удобрениями и высаженной рассадой помогают получать урожаи, вполне достаточные для стола одной семьи. Например, с мобильной грядки размером 30 х 90 см можно снимать до 200 томатов. А грядка салата позволит собирать урожай четыре-шесть раз в неделю на протяжении двух-восьми месяцев. Московская компания «Лавка», которая, как и проект «Экофуд», связывает мелких сельхозпроизводителей и городских потребителей, реализует идею персональной грядки буквально. Проект «Лавка.Огород», запущенный в прошлом году, позволяет каждому москвичу получить такую грядку, не покидая пределов Садового кольца, и собрать с нее персональный урожай. Стоимость аренды личного подсобного хозяйства, разбитого на двух сотках земли на территории завода «Арма», — 1 тыс. руб. в месяц, а если за ней будет ухаживать сотрудник «Лавки» — 2 тыс. руб. По словам Лилии Джебисашвили, управляющей проектом «Лавка.Огород», в 2010-м своих владельцев нашли около 30 грядок. В этом году компания собирается расширить плантации. Также в планах у «Огорода» — запустить сайт, где любой сможет почувствовать себя живым воплощением персонажа Farmville. Каждому огороднику дается функционал, позволяющий следить за своей грядкой онлайн, а также бороться за игровые очки. Как и обязывает жанр, участники реально-виртуального фермерства получат возможность общаться друг с другом и взаимодействовать в онлайне. Если проект окажется именно таким, как его рисует сейчас команда «Лавки», то он наглядно продемонстрирует картину парадиза XXI века: блага технического прогресса плюс элементы натурального хозяйства «по запросу».


http://www.mcxrf.ru