litceyvib.ru 1 2 ... 110 111

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» 

 
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ 
 
 
 
 
 
 

А.А. ГРАБЕЛЬНИКОВ, И.И. ВОЛКОВА, Н.С. ГЕГЕЛОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО 
ПРОИЗВОДСТВА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 
 
 
 
Учебное пособие 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 
2008 


Инновационная образовательная программа  
Российского университета дружбы народов 
 
«Создание комплекса инновационных образовательных программ  
и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих 
эффективно реализовывать государственные интересы РФ  
через систему экспорта образовательных услуг» 
 
Э к с п е р т н о е   з а к л ю ч е н и е   –  
доктор филологических наук В.Л. Цвик 
 
 
 

Грабельников А.А., Волкова И.И., Гегелова Н.С. 
Организация  информационного  производства  на  телевидении:  Учеб. 
пособие. – М.: РУДН, 2008. – 250 с.: ил. 
 
 

Основная  цель  пособия – сформировать  у  студентов  понимание  основ  ин-
формационного  производства  и  их  значения  для  функционирования  средств  мас-
совой информации, в частности телевидения, специфики профессиональной жур-
налистской деятельности в новых технологических и социально-политических ус-
ловиях  производства  информации,  отразить  многогранность  информационного 
труда, развить маркетинговый подход к телевещанию, научить студентов мыслить 
категориями  потребителя;  сформировать  у  студентов  понимание  основных  про-
фессиональных ролей, в которых им придется выступать в ходе организации про-

цесса выпуска телепрограмм. Эти знания помогут молодым журналистам быстрее 

адаптироваться в редакционном коллективе, найти в нем свое место.  
 
Учебное  пособие  выполнено  в  рамках  инновационной  образовательной 
программы  Российского  университета  дружбы  народов,  направление 
«Развитие  мультикультурной  образовательной  среды  международного 
классического  университета»,  и  входит  в  состав  учебно-методического 
комплекса, включающего описание курса, программу и электронный учебник. 

 
© Грабельников А.А., Волкова И.И., Гегелова Н.С., 2008 


 
РАЗДЕЛ I. 
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА 
 
 
 
Лекция 1Социальная информация 
 
Прежде  чем  начинать  разговор  о  социальной  информации,  надо  остано-
виться  на  более  общих  понятиях,  таких,  например,  как  «информация».  В  раз-
ных учебниках и учебных пособиях этот термин трактуется по-разному. Мы же 
возьмем за основу определение, данное известным ученым в области информа-
ции, а также известным журналистов В.Г. Афанасьевым. «Информация в самом 
общем  смысле  слова  есть  результат  отражения  многообразия  действительно-
сти, сообщения, сведения о ней, т.е. такое знание, которое потребно и у которо-
го  есть  потребитель.  Только  взаимодействуя  с  потребителем,  знания  приобре-
тают характер сообщения, сведения. И информация – это знания, находящиеся 
в постоянном обороте, движении, т.е. те, что  собираются, хранятся, перераба-
тываются,  передаются  и  используются  (или  могут  быть  использованы)  систе-
мой. Причем, не любой, а только самоуправляемой системой. Информацию со-
ставляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активно-
го действия, для управления в целях сохранения качественной специфики сис-
темы, ее совершенствования и развития»1.  

Социальная  информация – это  информация  взаимодействий,  циркули-

рующая в общественных системах, в социальном управлении. Она обеспечива-
ет  нахождение,  хранение,  передачу  важной,  программирующей  поведение  ин-
дивидов информации от поколения к поколению (вертикальный обмен инфор-
мацией),  а  также  обмен  информацией  между  людьми  одного  поколения  (гори-
зонтальный  обмен  информацией).  Она  воплощена  в  орудиях  труда  и  других 
                                           
Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М., 1994. С. 12-13. 
 
3



следующая страница >>