litceyvib.ru 1 2 3 4


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Управление образования Администрации

г. Анжеро-Судженска





ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ,

ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ЛИЧНОСТЬ


Анжеро-Судженск

2009


Управление образования Администрации

г. Анжеро-Судженска

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»


ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ,

ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ЛИЧНОСТЬ


Анжеро-Судженск

2009


Автор-составитель: Гардер О.В., учитель физики


Обучение физике, ориентированное на личность // Авт.-сост.: О.В. ГардерАнжеро-Судженск, 2009.с.42


Работа посвящена проблематике личностно ориентированного развивающего обучения, идеи которого представляют основу нынешней модернизации российского образования. В работе рассматриваются не только особенности данного обучения, но и предложены методические рекомендации по использованию развивающих задач в личностно ориентированном обучении. Адресована учителям физики средних школ, а также педагогам, преподающим другие естественные предметы, поскольку изложенные в ней теоретические основы общи, да и многие практические рекомендации даны в общем виде.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3


  1. Личностно ориентированное обучение………………………………………5

    1. Суть и особенности личностно ориентированного обучения …......5

    2. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения 7

  1. Развивающие задачи по физике и их классификация …………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………....18

ВВЕДЕНИЕ


Образование детей и подростков – важная проблема: ведь её решение связано с формированием не только отдельного человека, но и граждан общества, а значит, и облика этого общества в недалеком будущем. В последние годы внимание учителей все чаще привлекает идеи развивающего и личностно ориентированного обучений, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе. Если ранее основной задачей было распространение знаний, всеобщее обучение детей, то теперь возникла проблема развития способностей, формирования талантов в каждом ребенке. Можно с уверенностью сказать, что внедрение личностно ориентированного обучения в современную школу имеет огромное педагогическое значение.

Данная работа посвящена проблематике личностно ориентированного развивающего обучения, идеи которого представляют основу нынешней модернизации российского образования. В работе рассматриваются не только особенности данного обучения, но и предложены методические рекомендации по использованию развивающих задач в личностно ориентированном обучении.

Личностно ориентированное обучение – это всестороннее развитие индивида и его превращение в личность. В основу личностно ориентированного обучения положены гуманное отношение к ученику и помощь ему со стороны педагога в реализации его врожденных способностей и обеспечении культурного роста.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Цель работы: рассмотрение особенностей личностно ориентированного обучения и составление методических рекомендаций по использованию развивающих задач в процессе преподавания физики.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:


  1. Изучить особенности личностно ориентированного развивающего обучения;

  2. Разработать методические рекомендации по использованию развивающих задач в процессе преподавания физики;

  3. Классифицировать развивающие задачи по значению каждого типа задач для развития личности;

  4. Разработать личностно ориентированные уроки по физике.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, составление библиографии, моделирование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Данная работа адресована учителям физики средних школ, а также педагогам, преподающим другие естественные предметы, поскольку изложенные в ней теоретические основы общи, да и многие практические рекомендации даны в общем виде.

1. Личностно ориентированное обучение

1.1. Суть и особенности личностно ориентированного обучения

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно ориентированное образование. Это – одно из новых и перспективных направлений в педагогике, находящееся на стадии становления. Это направление развивали такие известные отечественные учёные, как Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Б.М. Бим-Бам, И.С. Якиманская и другие. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развития личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека». [3]


В основу личностно ориентированного подхода к образованию положены два момента 1) гуманное отношение к ученику и 2) помощь ему со стороны педагога в реализации его врожденных способностей и обеспечение культурного роста. В качестве основных приоритетов выбраны: развитие личности ученика, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способностей к активной самостоятельной деятельности. При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения.

Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение. Однако анализ исследований и практического опыта показал, что личностно ориентированная система неразрывна со свободной и творческой деятельностью, умением преодолевать себя и возникающие преграды. Цель личностно ориентированного обучения развитие индивида и его превращение в личность. Образование подчинено формуле: «учение для человека, для его жизни». <Приложение 1>1

При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины.

Для построения личностно ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:

- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;

- вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;


- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «чувствую»;

- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);

- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;

- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;

- большое внимание уделять качественным задачам;

- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно ориентированной;

- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;

- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;

- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;

- расширять спектр личностного выбора ученика;

- способствовать развитию позитивной «Я - концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.


1. 2. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняются цели деятельности учителя, форма организации.2 В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает. Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьника. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).


Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно — неправильно»). Задача учителя — выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета. Цель личностного ориентированного урока создание условий для проявления познавательной активности ученика.


2. Развивающие задачи по физике и их классификация

Личностно ориентированное обучение, о котором сейчас так много говорят, применительно к курсу физики на современном этапе должно определяться, с моей точки зрения, тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках традиционного курса. В этот круг входят, в частности, такие вопросы: «Можно ли организовать личностно ориентированное обучение, используя имеющиеся учебники?», «Если да, то, как это сделать?». По моему мнению, ответ положителен: организовать такое преподавание возможно при изучении любого учебного материала, но нужно использовать развивающую методику. Прежде чем обращаться к развивающим заданиям, учу решать типовые задачи традиционного курса физики. Затем поясняю ребятам, что это не достаточно: жизнь не укладывается в типовые рамки и развивается столь стремительно, что нельзя предсказать. Нужно уже в школе привыкать к самым неожиданным и разнообразным проблемным ситуациям и знать ходы принятия решения. Для многих ребят решение традиционных типовых физических задач — довольно скучное занятие, прежде всего потому, что в этих задачах идёт речь об упрощенных ситуациях, которые имеют весьма слабое отношение к реальному миру.

Данное обстоятельство побудили меня использовать на занятиях по физике нестандартные задачи. Иными словами, подбираю такие задачи, которые учат творчески применять знания, размышлять, анализировать ситуации, думать и думать. Приведу свою классификацию таких задач.



Тип или особенности задачи

Что развивает в ученике

1.

С частично неверными сведениями

Критическое мышление, внимание

2

С неопределенной постановкой вопроса

Умение ориентироваться в ситуации и конкретизировать

3.

Задачи, решение которых связано с использованием подручных средств в несвойственной им роле

Способность ориентироваться в ситуации, смекалку

4.

На поиск причины

Умение видеть причину события

5.

«Выскажи идею»

Умение применять знания, мыслить методом дедукции

6.

Задачи с «чёрным ящиком»

Мышления

7.

Связанные с деятельностью Шерлока Холмса

Умение выдвигать идею, строить цепочку рассуждений

8.

Помогающие осознать метод познания

Знание процесса познания

9.

На конструирование прибора

Умение вести анализ, применять знания, вариативно мыслить, конструкторское умение

10.


На групповое исследование

Умение планировать свои действия, осуществлять их по плану, исследовать, сотрудничать


1. Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении

Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними.

Пример 1. От пристани А до пристани В моторная лодка двигалась по течению реки равномерно со скоростью 60 км/ч, а обратно от пристани В до пристани А — также равномерно со скоростью 40 км/ч. Нужно найти среднюю скорость движения лодки.

Семиклассник, решая задачу, использовал формулу



и получил 50 км/ч. Правильно ли решил задачу ученик? Если нет, найдите его ошибку и дайте верное решение.

Пример 2. В электрической цепи (рис.1), R1=2кОм, R2=1кОм, амперметр показал силу тока 0,06 А, а вольтметр — напряжение 50 В. Верны ли показания амперметра, если вольтметр выверен? Определите силу тока I1, проходящего через резистор с сопротивлением R1 и силу тока I2, текущего через резистор сопротивлением R2.

2. Задачи с неопределенностью в постановке вопроса

Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет ясности о том, что конкретно должно быть решено.

Пример. При погрузке древесины на грузовое судно не рассортированные по породам деревьев брёвна из сосны, берёзы, дуба и осины стягивали тросами в произвольных комбинациях в пучки и уже, потом доставляли на судно. Очень часто при такой постановке дела судно вскоре накренялось, и ватерлиния на одном борту оказывалась в воде, на другом — над ней. Погрузку прекращали, кое-как выправляли дело, и судно отправляли с «недогрузом». Как улучшить работу погрузочного узла?


3. Задачи, в решении которых используются средства (предметы), выполняющие необычные для них функции

Потребность в таких задачах объясняется тем, что люди часто попадают в такие ситуации, выход из которых находить, используя свою смекалку и имеющиеся под руками предметы, совсем для этого не предназначенные. Вводя на уроке физики такие задачи, мы учим учащихся ориентироваться в ситуациях и находить выход из них.

Пример 1. Водитель долго ехавшего автомобиля понял, что нужно срочно сменить масло в картере. Хотел отвернуть пробку, но она оказалась очень горячей; гаечного ключа не было. Что дела? Предложите свой основанный на физике способ выхода из создавшегося положения.

Пример 2. У одного из персонажей древнегреческого мифа—царя Авгия — конюшни, что стояли вблизи двух рядов протекавших горных речек Алфеи и Пенеи, были столь запущены, в них скопилось столько навоза, что все отказывались убирать грязь. С этой задачей справился герой Геракл, совершив этим свой шестой подвиг. Он нашёл простое и надёжное решение, стоя на берегу одной из речек. Как Геракл смог очистить авгиевы конюшни?

4. Задачи на поиск причины события

Решение этих задач может интегрировать разные знания о природе.

Пример. При прокладке в Киеве одной из линий метро в место проходки тоннеля подавали воздух под повышенным давлением. Вскоре строители обнаружили странное явление: фантастически быстро ржавело всё, что могло ржаветь; железные болты, например, «худели» за месяц вдвое. Ваши пути поиска причины этого? Ваше предложение, позволяющее избежать вредного эффекта?


5. Задачи типа «Выскажи идею»

Эти задачи связаны с решением практических проблем и физико-техническим творчеством; они основаны на использовании знаний по физике в практике.

Пример 1. В начале 19 века фундамент Музея искусств и ремёсел в Париже просел, а стены выгнулись наружу. Инженер Моляр взялся выправлять стены с помощью длинных металлических болтов, пропущенных сквозь здание, поперёк его. Что он намеривался сделать?


Пример 2. В цистерне с жидким топливом со временем образуется отстой, содержащий грязь и механические примеси. Если открыть заправочный кран, намереваясь заправить транспортное средство, отстой может попасть в баки автомашин и вызвать их порчу. Усовершенствуйте установку, чтобы избежать попадания примесей в баки с горючим.

6. Задачи с «чёрным ящиком»

Такие задачи развивают мышление, вооружают методом познания, поскольку, исследуя «чёрный ящик», учащимся проходят все звенья научного поиска: накопление фактов, их анализ, выдвижение гипотезы, формулировка вывода.

Пример. Известно, что в «чёрном ящике», из которого выведены три клеммы, имеются три резистора с сопротивлениями: 1 Ом, 1 Ом, 2 Ом. Как соединены эти резисторы? В вашем распоряжении — источник тока и амперметр.

7. Задачи, связанные с именем знаменитого сыщика Шерлока Холмса

Они составлены и описаны учителем физики В.И. Елькиным. Отмечу, что они вызывают у школьников живой интерес и учат мыслить, опираясь на свои знания по физике. Решение их связано с какой-то идеей: её нужно вначале выдвинуть, а потом реализовать, при помощи цепочки рассуждений придя к нужному выводу.

Пример. На столе перед гениальным сыщиком лежали изящные бусы. «Это фамильная ценность, — с гордостью сказала хозяйка Шерлоку Холмсу, — их я унаследовала от своей матери, матери их подарила бабушка. А сделал их хороший мастер так, что до сих пор остаётся загадкой, какая их множества одинаковых с виду янтарных бусинок сделана из смолы».

Пустяки, определить это несложно, — улыбаясь, сказал Шерлок Холмс.

Как гениальный сыщик хотел найти пластмассовую бусинку-подделку?

8. Задачи, позволяющие овладеть методом познания

Эти задачи я строю так, чтобы реализовался цикл: постановка проблемы, исходя из наблюдений и фактов, изучение проблемы, выдвижение гипотезы, разработка теории и способы экспериментальной проверки гипотезы, выполнение опыта, формулировка вывода.


Решая такую задачу, учащиеся делают открытия (которые, правда, уже известны науке, но они об этом не всегда знают). Это открытие вызывают хорошие эмоциональные переживания. Этот тип задач очень полезен.

9. Задачи на конструирование приборов

Их решение веду методом поисковой беседы.

Пример 1. Разработать прибор, позволяющий определять уровень воды в баке, стоящем на вышке, если вы находитесь в это время внизу у двигателя, приводящего в действие насос.

10. Задания для групповых исследований

Эти задания требуют от учащихся смекалки, инициативы, проявления творчества. Они учат и мыслить, и планировать работу, и действовать по программе, а также умению работать в коллективе. Роль учителя сводится к подготовке учащихся к выполнению заданий: обучению чётко формулировать цели и задачи, распределять работу между членами группы, представлять отчёт.

Использование приведённых типов нестандартных задач помогает школьникам реализовать их потенциальные возможности и стремление к самостоятельным продуктивным действиям, делает личностно ориентированное развивающее обучение реальностью, нацеливает на творческую работу, тесно связанную с жизнью.

Разработки личностно ориентированных уроков предложены в приложении 3.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:


  1. повысить мотивацию учащихся к обучению;
  2. повысить их познавательную активность;


  3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты;

  4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

  5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

  6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

  7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

  8. отследить динамику развития учащихся;

  9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Тестирование на начальном этапе использования комплекса развивающих заданий показало, что примерно 30—35% всех учащихся за счет собственных волевых усилий, индивидуальных психических возможностей и помощи родителей способны работать на развитие своей интеллектуальной сферы, а остальные 65—70% испытывают муку в процессе обучения. Но уже через месяц применения развивающих задач был отмечен рост интереса к предмету, многие задачи не вызывали затруднений при решении. Апробации методических рекомендаций показала, что в процессе преподавания необходимо использовать такие задания, которые позволяют обсудить комплекс проблем, развивают мотивацию к исследованию, где нужно выбрать оптимальный вариант процесса, рассмотреть возможности применения явления. Считаю, что данные рекомендации могут дать толчок новым поискам и идеям, побудить каждого пересмотреть свои методические позиции, свой опыт и перестроить их так, чтобы хотя бы частично вписаться в новую систему, которая всё больше привлекает внимание учителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика [текст]/Э.М. Браверман – Москва: Ассоциация учителей физики, 2005, -400с.
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.


  3. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.

  4. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.

  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

  7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.

  8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.

Приложение 1

Сравнение систем традиционного и личностно ориентированного обучения

Характеристика системы

Школа




традиционная

развивающая

Интегрирующее название


Школа памяти

Школа мышления

Цель обучения

Передача знаний,

умений, навыков

Развитие способностей, «выращивание» Человека


Главные девизы педагога


Делай, как я. Я — над вами


Думай, как сделать. Я — вместе с вами

Роль учителя

Вещатель информации, передатчик и пропаган­дист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельно­сти учеников и их сотруд­ничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль преподавания

Авторитарный, монологичный

(со сто­роны педагога)

Демократичный, диало­гичный (учитель - уче­ник)

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый, исследовательский

Форма организации

занятий


Фронтальная, групповая



Индивидуальная, груп­повая

Вид преобладающей деятельности учащихся

Слушание, участие в бесе­де, заучивание, репродук­ция, работа по алгоритму

Самостоятельный поиск, исследование, различ­ная творческая работа

Время урока, отводи­мое на самостоятель­ную работу учеников, по сравнению с време­нем изложения мате­риала педагогом

Малое

Сопоставимо или больше

Позиция ученика

Пассивная, при отсутст­вии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

Отсутствует или созда­ется эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно



Приложение 2

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков



Цели традиционного урока

Цели личностно ориентированного урока

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

Планирует и направляет детскую деятельность

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки


Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения



Приложение 3



следующая страница >>