litceyvib.ru 1 2 ... 78 79


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(СПбГИЭУ)





ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Материалы

VIII
научно-практической конференции


25 мая 2012 г.


Санкт-Петербург


2012



УДК 30(091)

ББК 60-03

О82


Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ


Редакционная коллегия:


д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.В.Лазарева (чл. ред.кол., СПбГИЭУ), канд. филолог. наук В.В. Тепкеева (чл. ред.кол., СПбГИЭУ)


Одобрено к изданию научно-техническим советом СПбГИЭУ


О82 Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв. ред.) [и др.] – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 327 с.


В сборнике материалов конференции рассматриваются актуальные проблемы современного гуманитарного знания.

Издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин и всех, кто интересуется современным состоянием гуманитарных наук. Материалы сборника могут быть использованы в учебном процессе и при изучении студентами курсов философии, культурологии, социологии, психологии и педагогики и других гуманитарных дисциплин.



УДК 30(091)

ББК 60-03


© СПбГИЭУ, 2012

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Л.Н. Бережнова


Санкт-Петербургский военный

институт внутренних войск МВД России

МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК




Проблема депривации служит предметом исследования в социологии, психологии, педагогике. Анализ термина «депривация» позволяет трактовать его очень широко: это – потеря, отчуждение, устранение, побуждение, наказание, лишение, изоляция, ограничение, недостаток. Пожалуй именно слова лишение и ограничение будут ключевыми для понимания сущности явления депривации.

Говоря о депривации, имеется ввиду внешнее присутствие факторов, отдаляющих человека от необходимых источников удовлетворения жизненно важных или личностно значимых потребностей. При любом отделении человека от желаемых объектов проявляются симптомы, имеющие в дальнейшем пагубные последствия. Главной функциональной сущностью длительной депривации следует признать драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности.

Депривация – особая опасность в среде жизнедеятельности современного человека. Почему это можно утверждать? В поисках ответа на вопрос имеет смысл обратиться к В. Франклу. Он утверждает, что у каждого времени свои трудности и каждому времени требуется конкретная помощь в преодолении трудностей, что сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией потребностей экзистенциальных. «Сегодня человек уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты» [Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. - М., 1990, с. 24]. Драматическое переживание человеком депривации экзистенциальных потребностей – скука, апатия, обособление, отстранение от Мира. Отстраненный, обособленный человек – человек, который в известном смысле находится в одиночестве – «сам по себе».


В условиях политических и культурных преобразований А.И. Юрьев проблему депривации сравнивает с идеей культурного измерения одиночества и выделяет следующие депривационные поражения у людей: «…сокращение общения среди населения и разрыв эмоциональных контактов; исчезновение традиционных форм обмена информацией; утрата населением знаний относительно характера поведения на новом «политическом поле»; падение ценности жизни в глазах населения и наступление всеобщего аномичного саморазрушения» [Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. – СПб., 1992, с. 67]. Саморазрушение – самое опасное депривационное поражение человека. Симптомами саморазрушения людей является рост преступности и наркомании, суицидальных попыток и самоубийств.

В зависимости от того, чего важного для себя лишен человек, выделяют разные виды депривации - информационную, социальную, культурную, образовательную и др. Образовательная депривация как явление характеризуется присутствием факторов, которые не позволяют человеку удовлетворять важные для него потребности, связанные с самореализацией и самоактуализацией в образовательной деятельности. Важно знать, что одни и те же условия для одних могут быть депривирующими, а для других нет [Бережнова Л.Н. Депривация в образовательном процессе: Монография. СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 1999.].

Причины образовательной депривации могут быть различны. Одни из них зависят от недостаточной насыщенности образовательной среды, другие от завышенного уровня притязаний, которые ведут к формированию нереальных образовательных потребностей. Образовательная депривация может проявляться в обеднённой среде жизнедеятельности человека.

Образовательная депривация разрушает значимые
для человека связи в образовательном процессе. В ситуации образовательной депривации постепенно происходит рассогласование ценностей обучающегося с ценностями образования и самого образовательного процесса [Бережнова Л.Н. Предупреждение образовательной депривации как фактор повышения качества образования. В кн.: Управление качеством профессионального образования: Методическое пособие. – СПб., Дудинка, 2005, с. 44]. Исследования образовательной депривации в профессиональных учебных заведениях позволили установить, что разрушительная сущность образовательной депривации заключена в том, что у студента в период получения образования постепенно происходит рассогласование личностного и профессионального развития. Студенты не связывают свое личное благополучие в будущем с возможностью самореализации в профессиональной деятельности, отчего возникает тревожность, неуверенность, разочарование в выбранной профессии. По окончании вуза многие выпускники не рискуют идти работать по выбранной специализации.


Образовательная депривация проявляться для отдельных курсантов в образовательной среде военного вуза. В частности, если наблюдается:


  • лишение или ограничение возможностей удовлетворения образовательных потребностей курсантов, их самореализации и самоактуализации в образовательной деятельности;

  • ограничение получения полноценного образования, позволяющего быть конкурентоспособным;

  • предоставление некачественных образовательных услуг, которые формируют искаженные (или даже ложные) представления и т.п.

В исследовании Рогожкиной Е.М., проведённом в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск выявлены факторы, обусловливающие возникновение образовательной депривации. Такими факторами являются: «Синдром адаптации», «Слабая база подготовки», «Рассогласование взаимодействия «преподаватель-курсант», «Трудности социального взаимодействия», «Отсутствие стимулирующей коммуникации у преподавателя», «Разочарование в профессиональном выборе».

Очевидной становится актуальность научной и прикладной педагогической задачи, которая решается через поиск путей предупреждения образовательной депривации в военном вузе. В современной науке накоплено достаточно знаний, необходимых для решения указанной задачи.

Характерной особенностью современного этапа педагогических исследований является изменение гносеологической ситуации. Новые познавательные установки, обновлённые взгляды на исследовательские подходы породили многообразие представлений об основаниях и методологии получения нового знания. Одна из позиций в данной статье разделяет убеждение о том, что методология определяет направление не только исследовательской, но и других видов деятельности, в том числе образовательной и практической. Предметом методологии педагогики выступает соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

Содержательное наполнение понятия «методология» формировалось в течение ряда лет и продолжает развиваться в настоящее время. Происхождение феномена «методология» связано с греческим толкованием «methodos» - путь, способ, и «logos» - понятие, идея. Исходя из этого толкования, «на все виды деятельности должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности. Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности» [Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. 2007, с. 20-21]. Это определение мы выбираем для понимания методологии предупреждения образовательной депривации. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками и последовательными действиями её осуществления.


Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области деятельности; система воззрений какого-нибудь ученого или мыслителя; деятельность обучающегося в овладении определенными знаниями, умениями и навыками (одна из сторон процесса обучения) [Советский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1990].

Методология как учение об организации предупреждения образовательной депривации формирует представление о последовательности и преемственности этапов и действий, ведущих к построению взаимосвязей эффективного управления этой деятельностью. Эта методология может быть представлена положениями, раскрывающими суть и логику учения важного для осуществления предупреждения образовательной депривации в военном вузе.

Методология предупреждения образовательной депривации в военном вузе основана на комплексном подходе. Комплексный подход обладает широким понятийным и междисциплинарным аппаратом, связан с социальными, культурными, социологическими и другими процессами и явлениями. Междисциплинарное видение проблем образовательной депривации достигается с помощью таких представлений о свойствах этого явления, которые позволяют осуществлять выбор путей её предупреждения, реализуемых в совместных программах и проектах целенаправленной педагогической деятельности, а также педагогической деятельности командиров в военном вузе. Поскольку образовательная депривация рассматривается в образовательной среде военного вуза, возникает необходимость опоры также на компетентностный подход. Интенсивное вхождение компетентностного подхода в сферу военного образования обусловливает освоение новых средств обучения и воспитания в требованиях ФГОС.

Подходы способствовали выбору теоретических предпосылок и оснований методологии предупреждения образовательной депривации, к которым отнесены:

– положения о депривация как явлении социальной и социокультурной действительности, обусловливающем многие трудности жизнедеятельности человека;


– научные взгляды на сущность образовательной депривации;

– концепция предупреждения депривации в образовательном процессе;

– педагогические исследования, раскрывающие условия реализации социальной функции подготовки будущего офицера к оперативным действиям по выживанию в условиях кризиса, в сложных условиях выполнения служебно-боевых задач.

В известной концепции предупреждения разных видов депривации в образовательном процессе раскрыты система взглядов и позиций как ориентиров в выборе педагогами путей решения возникающих проблем. Конечно, необходимо отдавать себе отчет и понимать, что не все проблемы однозначно решаемы, однако, используя возможности педагогической деятельности, можно снизить влияние негативных факторов на развивающуюся личность курсанта в военном вузе.

Логика предупреждения депривации может быть представлена как поэтапный переход: педагогическое воздействие --> сопереживание --> понимание --> содействие --> разрешение проблемы обучающегося в образовательном процессе. Термин «воздействие» употребляется в двух принципиально значимых понятиях: «педагогическое воздействие» и «депривирующее воздействие». Под педагогическим воздействием понимается возвышающее воздействие (непосредственное или опосредованное), которое стимулирует межличностные отношения, побуждает учащегося к межсубъектному взаимодействию, к самоутверждению. Под депривирующим воздействием понимается ограничение полноценного саморазвития человека, лишение его возможности самореализации [Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000].

Таким образом, идеи предупреждения депривации в образовательном процессе основывается на природообусловленном саморазвитии и личном стремлении человека к постоянному совершенствованию в социальном окружении и легко переносятся на образовательную среду военного вуза.

В процессе преподавания педагогических дисциплин влияние некоторых факторов образовательной депривации можно снизить или устранить. Конечно, устранение обстоятельств образовательной депривации зависит не только от педагогических дисциплин, но педагогика как учебный предмет в военном вузе готовит к профессиональному взаимодействию будущего офицера с личным составом военнослужащих, и в большей степени должна быть направлена на удовлетворение личных и личностных потребностей в обучении.


В условиях предупреждения образовательной депривации курсант учится адекватно оценивать и анализировать последствия своих действий, овладевает рефлексией на результаты образовательной деятельности. Предупредить – значит «заранее известить, уведомить», «заранее принятыми мерами отвратить» от чего-либо. Предупреждение образовательной депривации как заранее принятые педагогические меры способствуют решению проблемы повышения качества профессиональной подготовки. С этих позиций в широком плане предупреждение образовательной депривации необходимо рассматривать как одно из важных направлений деятельности военного вуза, которое позволит развивать педагогическую компетентность у курсантов и осуществлять подготовку выпускников к воспитательной работе с личным составом, создавать условия для самореализации и самоактуализации в образовательном процессе, согласовывать личностные и профессиональные ценности.

Итак, предупреждение образовательной депривации в военном вузе – комплекс предохранительных педагогических мер, в котором своеобразным ориентиром в определении целеполагания является саморазвитие курсанта. Методология как учение об организации предупреждения образовательной депривации формирует представление о последовательности от педагогического воздействия до разрешения проблемы в образовательном процессе, основывается на саморазвитии и личном стремлении курсанта к совершенствованию в социальном окружении, обусловливает формирование образовательных потребностей при полноценном взаимодействии связей личностного и профессионального развития.



следующая страница >>