litceyvib.ru 1

Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2009-2010 учебный год




Задания

9 класс


1. Вставьте вместо вопросительного знака необходимый знак препинания, вместо многоточия – пропущенную букву. Там, где стоит знак (/), нужно обозначить слитное, дефисное или раздельное написание слова. После чего перескажите содержание этого текста от первого лица в одном предложении.

Ответьте, кто из писателей нашего округа является автором этих строк, назовите произведение.


Живой цепью растянувшись вдоль кромки илистого берега, коровы медленно цедили взбала­муче(н, нн)ую воду, затем (?) глубоко увязая в няше, екая селезен­ками (?) выбирались на сухое...

Пастух меж тем из(/)под руки оглядел село. Задворки оги­бала голая березовая рощица, за ней во всю ширь прост…­рались утыканные рыжими скирдами поля в(/)перемежку с багря(н,нн)ыми колками. Сквозь черные ветви древних талин по ту сторону озера виднелись убранные огороды, бабы и ребятишки копнили картофельную ботву, протапливались бани, в синеватой стел…щейся дымке темнели силуэты ста­ек и амбаров. Терпкий (?) березовый дух распаренных вени­ков докатился до поскотины...

Через пол(/)часа медлительное стадо втянулось в пыльную улицу. С перестуком распахнулись калитки, заскрипели петлями ворота. Мерно покач…ваясь в седле, с досто…н­ством (?) чуть заметным кивком головы Шамарин отвечал на приветствия сельчан Стадо с утробным мычаньем растек­лось по дворам и загонам, лишь кучка шалопутных корове­нок во главе с красавцем Зевсом Кузьки Кролика, округ­лыми боками ломая ветхие жердины, ринулась на огоро­ды, где на задах дозревали капуста и брюква, островками рябились полеглые листья хрена, корнями вбирающего последние соки земли...



(10 б. орфография +10 б. пунктуация; предложение 3 б.;

назвать автора 3 б., произведение 3 б.) Всего 29 баллов


2. В тексте из предыдущего задания найдите:


А. Диалектные слова.

Б. Средства языковой выразительности.


(2 б.диалектизмы + 2 б.средства выразительности)

Всего 4 балла

3. Начертите схему последнего предложения текста. Разберите по членам предложения.

Стадо с утробным мычаньем растек­лось по дворам и загонам, лишь кучка шалопутных корове­нок во главе с красавцем Зевсом Кузьки Кролика, округ­лыми боками ломая ветхие жердины, ринулась на огоро­ды, где на задах дозревали капуста и брюква, островками рябились полеглые листья хрена, корнями вбирающего последние соки земли...

Всего 4 балла


4. Определите способ словообразования у выделенных в тексте слов:

с перестуком, задворки, дозревали

Всего 3 балла

5. Заполните левый столбец таблицы подходящими словарными словами из данного списка, вставляя пропущенные буквы.




Список литературы по теме




Доход от акций




Художественное произведение малого объема




Общий вид местности




Художественная литература


Изменение тела под действием внешних сил





Противостояние




Изъян, недостаток




Действие, результат




Обжалование




Выбор из двух возможностей




Сложная ситуация




Пояснительные замечания




Нехватка, недостаток чего-либо




Короткое сатирическое стихотворение




Вежливый



М…н…рал, б…(л, лл)…трист…ка, тру(п, пп)а, э(ф, фф)ект, дра(м, мм)а, д…(ф, фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф, фф)ормация, д…ле(м, мм)а, к…(м, мм)ентарий, эп…гра(м, мм)а, д…в…ден…ы, к…(м, мм)ерсант, к…(р, р)ектный, лан(?)шафт, о(п, пп)озиция, ап…(л, лл)яция, пробле(м, мм)а, д…(ф, фф)…цит, м…н…атюра.


Всего 16 баллов


6. Среди приведенных ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.


Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

(2 б. + 1 б. за аргументацию)

Всего 3 балла

7. Выберите из списка слова, опровергающие утверждения:


А. Корень – это такая часть слова, которая в нем непременно присутствует.

Б. Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова.

В. Приставка, в отличие от суффикса, всегда стоит в начале слова.


Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок.

Всего 6 баллов


8. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.


Украинский

Русский

Украинский

Русский

сiк

сок




дед

сон

сон

вiл




пiсок

песок

сiль




овес

овёс

кiт




кiсть

кость




ветер

вiчер

вечер




пёс



(За каждое слово 1 б.)

Всего 6 баллов

9. Алфавит и азбука – обозначают ли эти слова одно и то же? Чтобы ответить на вопрос, вспомните происхождение этих слов?



Всего 2 балла


10. Выделите слова, в которых пишется Ё, а не Е (произносится [`о])

Опека, свекла, уведомленный, втридешева, всполошенный, засеченный, недоуменный, новорожденный, обделенный, афера

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Всего 4 балла


Всего: 77 баллов


Творческая работа


Представьте, что Вам предложили провести реформу русского языка. Какие правила орфографии и пунктуации Вы отменили бы, а какие внедрили? Обоснуйте свои предложения.

Теоретические положения подкрепите конкретными примерами, практическими рекомендациями. Демонстрируя зрелое лингвистическое мышление, приведите веские аргументы в защиту собственной позиции.


(Нормативный аспект (орфогр., пункт., стил., грам., реч.) – 5 б., логичность, аргументированность – 5 б., композиционная стройность, последовательность изложения – 5 б., выразительность, речевое своеобразие – 5 б. )


(20 б.)